ВСЯКОЕ
IPO FACEBOOK: ЧТО БУДЕТ ДАЛЬШЕ?
16 Сентября 2013После размещения Facebook на бирже интернет-рынок затаил дыхание. Акции социальной сети день за днем неумолимо уменьшаются в цене. IPO официально признали самым провальным и попутно самым скандальным. Тем временем стартапы отодвинули запланированные размещения (или прозорливо урвали момент для пиара), а влиятельные эксперты напророчили беды всем технологическим компаниям сразу. Все ли так плохо, как может показаться после прочтения заголовков в СМИ?
Спустя три недели после размещения (историческое событие состоялось 18 мая), когда страсти немного поутихли, мы спросили российских интернет-предпринимателей и аналитиков, что «подвело» Facebook на старте и чего стоит ждать от компании в дальнейшем.
Леонид Глузман, основатель и CEO агрегатора скидок Zina.ru
«Стоимость акций — вопрос настроения и веры инвесторов»
Фондовый рынок зачастую живет в отрыве от реальности и не зависит от того, что происходит внутри самой компании. Это вопрос настроения и веры. То, что в момент размещения Facebook был фундаментально переоценен, вполне очевидно.
Условно говоря, компания генерит миллиард долларов в год чистой прибыли. Если компания оценена в 100 млрд долларов, то, чтобы вернуть эти 100 млрд акционерам, компании понадобится 100 лет. То есть просто, чтобы с прибыли расплатиться за акции. Соответственно, о чем говорит цена в 100 млрд? Она говорит о вере инвесторов в то, что в следующем году эта компания заработает вместо одного миллиарда долларов пятьдесят миллиардов долларов. Но заработает компания эти деньги или не заработает — неизвестно. Это вопрос веры инвесторов, а это штука субъективная: «Сегодня я верю, завтра я перестал верить, а послезавтра я снова стану верить». Важно, что в целом происходит на рынке, что рассказывают основатели, какие новые проекты появляются. Сегодня весь российский фондовой рынок стоит меньше, чем Apple. «Газпром», «Сбербанк», «ВТБ» все вместе взятые стоят меньше, чем одна Apple. Это говорит о том, что в Apple верят, а в них не верят. Но больше ни о чем это не говорит.
Аркадий Сандлер, основатель и СЕО Essential Commerce
«Мы увидим серьезный рост цены акции компании, когда появится осознанная модель монетизации мобильных пользователей»
При первичной оценке Facebook, мне кажется, в расчет бралась потенциальная возможность заработать с каждого пользователя сети, т.е. считалось, что стоимость компании — это, по сути, стоимость каждого пользователя. Такая позиция объясняет, что после публикации данных о том, насколько стремительно пользователи переходят на мобильное использование сети, произошло снижение прогнозов, а значит и оценки компании. Причина этого, видимо, в том, что еще не найдена эффективная и широко тиражируемая система монетизации мобильных пользователей. А если пользователи есть, а монетизировать их нельзя, то это только затраты. Кроме того, на открытом рынке действуют не только профессиональные инвесторы, которые были у сети до размещения. Чисто финансовые инвесторы, как мне кажется, более чувствительны к внешним сигналам, особенно негативным.
Думаю, что цена акции стабилизируется, когда сойдет острота неожиданности от снижения прогнозов прямо перед размещением, предполагаю, что с повышением цены. Кроме того, следуя логике цены за пользователя, которого можно монетизировать, сеть увеличит усилия по привлечению пользователей за счет новых или еще не достаточно развитых территорий, например, в России и Китае Facebook имеет довольно высокий потенциал увеличения пользовательской базы, также новой территорией можно назвать детей и подростков младше 14-ти лет, которым сейчас, согласно пользовательскому соглашению, нельзя регистрироваться.
Игорь Тарасенко, гендиректор Allegro Mail.ru eCommerce Group
«Cегодняшняя цена — объективная оценка стоимости акций компании Facebook большинством инвесторов»
Рынок ценных бумаг — это рынок масс. Если не рассматривать исключения, то сегодняшняя цена — объективная оценка стоимости акций компании Facebook большинством инвесторов. Возможно, это потому, что финансовые аналитики изначально завысили цену стоимости ценных бумаг. Скорее всего, частные инвесторы чувствуют в этом пузырь и не хотят переплачивать. В любом случае реанимировать ценность компании поможет высокая доходность Facebook.
Никита Халявин, гендиректор сервиса коллективных скидок ShopogoliQ.ru
«Акции Facebook будут падать и дальше»
Акции Facebook, как и недавно вышедшего на IPO Groupon, будут падать и дальше, поскольку соотношения оценок обеих компаний с их реальной ценностью несоизмеримы. Скачки в ценах будут возникать время от времени, в зависимости от громких информационных поводов. Так, например, Groupon сообщил о своей первой прибыли за 1-й квартал 2012 года, после чего акции на несколько дней поднялись в цене на более чем 30%. Но сегодня они снова достигли своих минимальных значений – менее $9 за акцию.
Что бы ни происходило с Facebook, интернет-предпринимателей сейчас больше всего волнует, что ожидает индустрию дальше. Индекс NASDAQ Composite в 2000 году был на аналогичном уровне, что и сегодня. Аналогичным он был и прямо перед кризисом 2008. Не станет ли планомерное падение акций Facebook и Groupon началом нового кризиса «доткомов»?
Нелли Матвеева, аналитик фонда FINAM Global
«Минимум год на акции будут давить выходящие данные отчетности, информация о росте аудитории, рекламных доходах, которые будут периодически напоминать рынку о том, что прогнозы оказались существенно завышены»
Благодаря популярности социальной сети вокруг размещения был создан избыточный ажиотаж, в том числе и благодаря журналистам, охотно освещавшим близкую им тему. В результате огромного числа заявок размещение прошло по ценам, значительно превышающим справедливую оценку компании. Если наша оценка в исследовании перед размещением составляла $28,5 за акцию, то размещение прошло по $38 за акцию, то есть на 33,3% выше. При этом компания была оценена более чем в 100 годовых чистых прибылей, при том, что даже в более благоприятные для финансовых рынков времена среднее соотношение P/E (Прим.ред.: price-to-earnings ratio - отношение цены акции к прибыли на одну акцию) для американского фондового рынка составляет 12-15. Понятно, что при таких обстоятельствах желающих покупать акции после размещения практически не осталось – и без того купили уже все, кто хотел. А если трейдеры не могут заработать на росте, они зарабатывают на падении. Масла в огонь подлили также плохие прогнозы компании по прибыли, а также ряд судебных исков к самой компании и организаторам размещения. Сарафанное радио на этот раз сработало против акций, и апокалиптические прогнозы тиражировались также активно, как до этого завышенные ожидания. Когда вместо ожидаемого роста участники IPO увидели стремительное падение, они также в панике кинулись продавать акции, что еще больше подстегнуло снижение котировок.
Мы пока не видим оснований для пересмотра нашей оценки. Но это не значит, что акции не упадут ниже данного уровня – слишком силен негативный эффект, оставленный событиями после размещения. Кроме того, стремление многих участников размещения вернуть хоть какие-то деньги, продав акции при первых попытках роста, будет сдерживать рост в данных бумагах еще долго. А значит, трейдеры будут продолжать пердпочитать играть на понижение, зная, что это безопаснее.
Думаю, мощным долгосрочным уровнем поддержки для акций станет район $22-24 за акцию – на этих уровнях акции станут очень привлекательными для долгосрочных покупок, а участники IPO уже либо выйдут из бумаг, либо примут решение держать их до тех пор, пока они не вернутся к цене размещения. Да и спекулянты уже будут видеть достаточно высокий потенциал для краткосрочной игры на повышение. Сейчас, кстати, в свете оживления ситуации на мировых рынках, возможен некоторый отскок акций Facebook наверх, однако, думаю, среднесрочно тренд останется понижательным. Думаю, еще в течение минимум года на акции будут давить выходящие данные отчетности, информация о росте аудитории, рекламных доходах, которые будут периодически напоминать рынку о том, что прогнозы оказались существенно завышены. Однако аудитория все же будет расти, также как и доходы от рекламы, что, соответственно, будет способствовать повышению справедливой цены акций, а значит, росту их привлекательности для долгосрочных покупок.
ЕЩЕ ПО ТЕМЕ:
КОНЕЦ ЭРЫ ПК ЕЩЕ НЕ БЛИЗОК
22.11.2013После того, как HP объявила о закрытии производства персональных компьютеров, многие начали говорить о конце эпохи ПК. Будущее за планшетниками, полагают они. Тодд Вассерман, редактор раздела «бизнес» техноблога Mashable, считает, что это не так, и готов доказать свое мнение.
В TWITTER ИЗУЧАЮТ ВОЗМОЖНОСТЬ УПРОСТИТЬ ОБМЕН ЛИЧНЫМИ ТВИТАМИ
24.10.2013Команда разработчиков Twitter начала исследование новой конфигурации настроек пользовательских аккаунтов. Для проведения тестирования была отобрана группа активных пользователей, которым предстоит оценить нововведение.
РИТЕЙЛЕРЫ НЕ ХОТЯТ ЗАКУПАТЬ БОЛЬШУЮ ПАРТИЮ СМАРТФОНОВ YOTAPHONE
28.09.2013Компания Yota Devices приступила к приему заказов на покупку первого смартфона российской разработки. Модель YotaPhone можно будет приобрести в ноябре 2013 года.В данный момент Yota Devices договаривается с МТС, "МегаФоном", "Евросетью" и "Связным". Последние два получили предложение на поставку 70 000 YotaPhone на эксклюзивных условиях, однако ритейлеры пока не согласились и рассчитывают для начала на более мелкую партию, пишут "Ведомости"
FACEBOOK - ЛУЧШАЯ СОЦИАЛЬНАЯ СЕТЬ ДЛЯ МАРКЕТОЛОГОВ И КРЕАТИВЩИКОВ
9.10.2013Компания Creative Group провела опрос 375 директоров по маркетингу в американских компаниях о том, каким сайтом социальной сети они бы пользовались, если бы можно было выбрать только один. Более половины (56%) опрашиваемых выбрали Facebook. LinkedIn и Google+ заняли второе и третье, получив 21% и 12% ответов, соответственно.