ЭКСПЕРТНОЕ МНЕНИЕ
INTERSYSTEMS: ФОРМУЛА УСПЕХА В IT-МЕДИЦИНЕ
14 Сентября 2013В чем состоят различия в информатизации российского и зарубежного здравоохранения? Кто способен эффективно реализовать ИТ-проекты в отечественной медицине? С какими трудностями приходится сталкиваться сегодня в реализации медицинских IT-проектов? Как принять верное решение при выборе комплексной медицинской информационной системы? Об этом и многом другом — в интервью директора по развитию бизнеса филиала компании «InterSystems» в России, странах СНГ и Балтии Виталия Кондратенкова.
— На рынке здравоохранения InterSystems работает уже три десятилетия. Расскажите более подробно о работе в России.
— С самого начала деятельность компании InterSystems была связана со здравоохранением. Хотелось бы отметить, что и сегодня рынок здравоохранения для компании остается одним из самых важных.
В России компания InterSystems в лице своего представительства, в том числе и в здравоохранении, появилась более 10 лет назад. До этого работа строилась через небольшую сеть партнеров. Сегодня их число перевалило за сотню.
Бизнес-модель InterSystems во всем мире одинакова. Это — лучшие инструменты для лучших профессионалов (в своей отрасли, на своей территории и т.д.).
До 80-85% оборота компании «дают» наши партнеры. Они сочетают глубокие знания наших инструментальных средств — СУБД Cache интеграционной платформы Ensemble, HealthShare — инструмента для создания управленческих и лечебных территориальных и государственных ИС в здравоохранении и др. — с глубокими знаниями прикладной сферы, подчас не уступающими знаниям специалистов, многие годы работающих в ней.
По этой же модели мы строим свою работу как в целом в России и странах СНГ, так и в конкретной отрасли здравоохранении.
В соответствии с бизнес-моделью InterSystems российский филиал не стремится расти количественно. Главное — это высокая квалификация наших специалистов, которая позволяет поддерживать и развивать на высочайшем уровне потенциал наших партнеров, обеспечивая тем самым как их рост, так и рост филиала.
Сегодня с нами в медицине и, если взять шире, в социальной сфере работают до 20 партнерских организаций. Не будем их перечислять, чтобы никого не забыть, да и перечисление компаний, работающих в этой сфере, заняло бы слишком много места, особенно, если еще и привести их полные «послужные списки».
Скажем только, что они разработали, внедрили и продолжают развивать и внедрять свои прикладные ИС в таких учреждениях, как ведущие ЛПУ страны, аптечные сети и системы лекарственного обеспечения ряда субъектов и муниципальных образований, учреждения соцзащиты населения и медико-социальной экспертизы, службы крови, агентства и службы труда и занятости. Активно внедряется резервная система персонифицированного учета ПФ РФ (федеральный проект, охватывающий всех субъектов РФ). В ряде субъектов начинают создаваться и региональные ИС здравоохранения и социальной сферы.
Общее число автоматизированных в рамках этих систем рабочих мест в стране, по нашим оценкам, перевалило за сто тысяч. Много это или мало? В масштабах такой страны, как Россия, конечно, это немного, но это только стартовые рабочие места, автоматизация которых началась в таком масштабе всего два-три года назад.
— Насколько существенны различия в основных этапах развития информатизации российского и зарубежного здравоохранения?
— Принято считать, что информатизация зарубежного здравоохранения намного опережает российскую. Если посмотреть на глубину информатизации конкретных ЛПУ и широту охвата ЛПУ информатизацией, то это действительно так.
Однако не будем забывать о том, что до последнего момента информатизация здравоохранения за рубежом носила «островной» характер. ИС создавались для конкретных ЛПУ, лабораторий, в лучшем случае, для ведомственных сетей ЛПУ (пример: система клиник Организации ветеранов, госпиталей Министерства обороны в США и т.п.). Безусловно, эти ИС существенно улучшают работу конкретных учреждений здравоохранения, улучшая, тем самым, и лечебные процессы в них.
Тем не менее, как только встает вопрос о комплексном показателе — улучшении здоровья нации, то оказывается, что мы в России не только не отстаем от стран, активно использующих ИС в отдельных ЛПУ, но и опережаем их в национальном масштабе.
У нас не потеряна управляемость здравоохранения и социальной сферы. Продолжают работать хорошо структурированные управленческие структуры: министерства, департаменты, отделы и т.д.
Зарубежным странам надо не только автоматизировать управление здравоохранением, но и создавать управленческие структуры. А этот процесс намного сложнее, требует большего времени, чем просто автоматизация.
Нам надо лишь активно взяться за информатизацию управленческих структур. Безусловно, не забывая и об информатизации всех процессов оказания врачебной помощи в ЛПУ, в данном муниципальном образовании и, далее, в субъекте федерации или ведомственной сети ЛПУ.
При таком комплексном подходе — параллельная информатизация лечебной и управленческой сфер — России удалось бы достаточно быстро сократить существующий разрыв в степени информатизации с другими странами.
— В Астраханской области осуществляется построение единой системы информатизации здравоохранения, которая создается в рамках проекта комплексного развития здравоохранения региона на 2008-2010 годы. Программа ЕИС Астраханской внедряется на основе продуктов компании «InterSystems». Расскажите о сотрудничестве с администрацией Астраханской области в рамках этого проекта.
— Астраханская область на сегодняшний день как раз является одним из тех регионов, в котором началась реализация комплексного подхода к информатизации здравоохранения. Параллельно идут работы в ЛПУ области, а это областные и городские клинические больницы, специализированные клиники и поликлиники, ЦРБ и ФАПы, работы по созданию единого информационного пространства здравоохранения региона с перспективой его распространения на всю социальную сферу области.
Работы ведутся в рамках Генерального соглашения о сотрудничестве, заключенного осенью прошлого года между областной Администрацией и InterSystems.
— С какими трудностями приходится сталкиваться сегодня в реализации системных IT-проектов в медицине?
— Трудности нам всем хорошо известны, и об этом уже говорилось неоднократно: недостаток финансовых средств.
Кроме того, зачастую новизна проекта, а также современные методы его реализации могут вызывать даже у самых больших его энтузиастов чувство неуверенности в своих силах. Поэтому продвижение происходит порой медленными темпами.
— Работает ли компания InterSystems так же активно, как в Астраханской области, и в других регионах РФ?
— Да, конечно, это и Ямало-Ненецкий автономный округ, и Хабаровский край и ряд других регионов, в которых InterSystems и ее партнеры ведут активно работы по информатизации здравоохранения.
— Согласно экспертному мнению, сегодня необходимо задуматься об интеграции ИТ, социальной сферы и сектора здравоохранения. У «Фонда поддержки и развития современных информационных технологий», одним из учредителей которого является InterSystems, есть проект «Социум». В чем его суть?
— Этот проект достоин отдельного разговора. В общих чертах его идея основана на построении особой системы, в которой все организации социальной сферы были бы ориентированы таким образом, чтобы все свои усилия концентрировать на обслуживании конкретных нужд каждого человека. Такая система будет эффективно работать только в случае построения глубоко интегрированной информационной системы социальной сферы, не зависящей от ведомственной подчиненности отдельных учреждений этой сферы. Суда же примыкает и принцип «одного окна». Хорошо согласуется эта идея и с государственной услугой, разговоры о которой идут уже не первый год.
В масштабах всей социальной сферы здравоохранение это — всего лишь один из секторов, где требуется еще много работы.
На наш взгляд, отработка единых унифицированных подходов в одном из секторов социальной сферы позволит достаточно просто переносить их на другие сектора и масштабировать таким образом на всю социальную сферу.
— Какова цель создания «Фонда поддержки и развития современных информационных технологий»?
— Смысл – в интеграции, в объединении усилий среди поставщиков ИТ-услуг, партнеров InterSystems. Фонд сегодня обладает суммарным потенциалом — это 2000 первоклассных специалистов. Среди них и бизнес-аналитики, и проектировщики высокого класса, и разработчики, и технологи по внедрению проектов. Суммарные знания, накопленные организациями, входящими в Фонд ИТ, не просто складываются из сумм знаний его специалистов. Они умножаются на знания и опыт, полученные в ходе реализации серьезных проектов в муниципальном, региональном и федеральном масштабах.
Можно смело говорить о том, что проекты, выполняемые ИТ-Фондом, не только современны, они еще обладают немаловажным в нынешнее время качеством: минимальные возможные риски.
— Что, на Ваш взгляд, является ключевым критерием для выбора комплексной медицинской информационной системы (МИС)?
— При выборе МИС всегда учитывается множество критериев. Это и глубина проработки функций системы, и ее адаптивность к изменению внешних условий и внутреннему развитию ЛПУ, и устойчивость работы МИС, которая подтверждается большим числом уже работающих с оцениваемой системой ЛПУ (желательно и в России, и за рубежом), и многими другими. И, конечно же, вопрос соотношения цены и качества — насколько улучшится лечебный процесс с учетом затрат при внедрении проекта МИС.
— По мнению специалистов, ключевую роль в успехе комплексных медицинских информационных систем играет выбранная система управления базами данных. Расскажите об основных преимуществах Cache. Какую долю на российском рынке занимает компания InterSystems, если говорить о системах на СУБД Cache?
— СУБД Cache возникла непосредственно в результате того, что медицина нуждалась в специализированной и профессиональной системе управления базами данных. Первым предназначением Cache было моделирование (или отражение в среде компьютера) структурно сложных, нечетких медицинских данных. Медикам нужны были средства, которые позволяли бы наилучшим образом отобразить в компьютере данные о человеке, его болезнях, лечебном процессе.
Поэтому всегда осознанный выбор — за СУБД Cache. Отсюда и ее многолетний успех на рынке здравоохранения, отсюда и успех МИС, построенных на ее основе.
Оценить долю систем на СУБД Cache на российском рынке сложно, поскольку у нас пока не имеется результатов систематических маркетинговых исследований. Но можно с уверенностью сказать, что она значительна.
Кроме того, как показывает практика, в выборе СУБД очень многое зависит от руководства медицинского учреждения или ведомства. Если руководитель (как правило, это первое лицо) понимает, что современное медучреждение не может развиваться в направлении оказания все более качественных медуслуг без поддержки МИС, тогда и делается осознанный выбор.
Хотелось бы также отметить, что в числе основных ошибок при анализе процесса автоматизации ЛПУ можно назвать такой фактор, как выбор МИС под давлением внешних обстоятельств, а не на основе собственного анализа и формулирования собственных потребностей.
— Какое из учреждений, существующих сегодня в структуре Минздрава, на Ваш взгляд, способно решать вопросы развития региональной ИТ-инфраструктуры?
— В качестве основной структуры можно назвать медицинский информационно-аналитический центр (МИАЦ). В некоторых российских регионах МИАЦы не только развивают информатизацию в здравоохранении, но и являются, по факту, головной ИТ-организацией, при этом они еще и успевают работать на рынке ИТ-услуг.
Сегодня все зависит от первых лиц субъекта, регионального министерства здравоохранения и самого МИАЦа.
На наш взгляд, функция информатизации должна быть «прописана» по всей вертикали организаций здравоохранения, начиная от федерального уровня вплоть до конкретных ЛПУ. Причем ИТ-подразделения, организации должны иметь очень высокий статус. Их руководители должны быть, как минимум, первыми заместителями в структуре регионального руководства. Тогда и МИАЦы, в рамках этих подразделений найдут свое место.
При таком развитии событий, по большому счету, становится неважно, вольются ли МИАЦы в учреждаемые функциональные ИТ-подразделения или эти подразделения будут создаваться на основе МИАЦев. Повторимся, главное — статус и четкое определение функций.
ЕЩЕ ПО ТЕМЕ:
МЧС ЗАПУСТИТ СОЦСЕТЬ ЗА 200 МИЛЛИОНОВ РУБЛЕЙ
23.09.2013МЧС и Фонд перспективных исследований (ФПИ) заявили о планах создания соцсети, которая позволит пользователям обмениваться информацией о чрезвычайных ситуациях и связываться со спасателями онлайн. Об этом сообщила газета «Ведомости» в...
ЛОНДОНСКИМ «УМНЫМ» УРНАМ ЗАПРЕТИЛИ ШПИОНИТЬ ЗА МОБИЛЬНЫМИ УСТРОЙСТВАМИ
14.08.2013Власти Лондона запретили компании Renew собирать анонимную информацию о мобильных устройствах при помощи «умных» урн, которые были установлены на улицах британской столицы. Об этом пишет The Independent, реакцию компании можно...
КАК ДОЛЖНО ПРОХОДИТЬ ОБЩЕНИЕ В СЕТИ IRC
20.08.2013В сети есть новые каналы, некоторые из них похожи на вечернее кафе, в котором вы можете встретить своих друзей, поговорить на общие темы, вести разговор ни о чем, говорить о погоде и новостях. Другой канал...
В УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ ПРОШЕЛ ОТКРЫТЫЙ УРОК КОНСТИТУЦИИ
13.09.2013Мероприятие состоялось в Молодежной правовой академии.В рамках урока ректор академии Елена Абдрахманова рассказала старшеклассникам о первых подобных законодательных актах, принятых в разных странах в XVIII-XIX веках, об основных этапах конституционного процесса в СССР и современной России, о действующем основном законе РФ, который в этом году отмечает свое 20-летие.Всероссийской урок Конституции также прошел в школах региона в начале сентября. Он был организован с целью формирования правовой культуры как части гражданского воспитания детей.В...