ЭКСПЕРТНОЕ МНЕНИЕ
ВИТАЛИЙ БЕЛОВ : СТРАТЕГИЯ И ПРАКТИКА ВНЕДРЕНИЯ OPENSOURCE РЕШЕНИЙ НА УРАЛЕ
24 Июля 2013— Наша компания работает на пермском рынке с осени 2006 года, то есть чуть больше двух лет. Основное направление нашей деятельности – внедрение свободного программного обеспечения с упором на операционную систему Linux и программные продукты, написанные под нее. Мы работаем с предприятиями малого и среднего бизнеса, которым, как правило, требуется какое-то комплексное решение в рамках их деятельности. Им так проще и удобнее работать. Поэтому мы, проанализировав ситуацию на рынке, не стали заниматься простой установкой Linux. Сделав Opensource основным направлением развития, мы все остальное включили в качестве дополнительного сервиса. То есть, если помимо установки прокси-сервера, веб-сервера или сервера приложений на Linux также потребуется настроить 20 рабочих станций на Windows, мы можем подключить к работе соответствующих специалистов. Однако если для реализации требуемого функционала понадобится только Linux, мы, конечно, используем его.
Ужесточение федеральных законов подстегнуло людей к пересмотру парка программного обеспечения. Они стали задумываться о последствиях. Поэтому даже маленькие компании, имеющие в офисе не более пяти компьютеров, желают работать на лицензионном программном обеспечении. В среднем комплексное Opensource-решение, включающее в себя установку и настройку серверных решений без учета рабочих мест, стоит в районе 10-12 тыс. рублей за работу специалистов плюс стоимость оборудования. Для сравнения аналогичное решение на Windows (серверное ПО + комплект клиентских лицензий) обошлось бы в районе 25-27 тысяч рублей. И это мы говорим о небольшой компании. Экономия денежных средств получается минимум в два раза. Если же речь идет о большой фирме, где установлено 20-30 рабочих мест, то расходы при использовании подобных комплексных решений на базе Opensource можно сократить в 5-6 раз.
Устанавливая сервера, мы также осуществляем их удаленную техническую поддержку. Все контакты с клиентами, как правило, происходят при помощи ICQ или электронной почты. Администратор осуществляет ежедневный мониторинг серверов, и в случае возникновения какой-либо проблемы в подавляющем большинстве случаев ее удается решить без непосредственного присутствия специалиста на месте. На сегодняшний день мы одновременно поддерживаем порядка 20 серверов.
OpenSource Software — программное обеспечение с «открытым» исходным кодом. Идеология OpenSource предполагает, что любой специалист может получить доступ к просмотру кода и при желании внести в него изменения в зависимости от поставленных задач. Это также способствует увеличению надежности и качества программных продуктов.
— лицензия должна быть доступна для всех желающих;
— исходный текст кода должен быть включен в состав программного продукта;
— лицензионное соглашение не должно ограничивать право на продажу или распространение программного обеспечения, которое является компонентом составного ПО, включающего программы из разных источников;
— в лицензии не может оговариваться вознаграждение за продажу или распространение продукта;
— лицензия может ограничивать распространение измененного авторского исходного текста только в том случае, если в ней предусмотрено разрешение на распространение patch-файлов с исходным текстом для изменения продукта при компиляции;
— права, которые вы получаете с комплексом программного обеспечения, распространяются на каждый отдельно взятый элемент комплекса. Если программа взята из дистрибутива и используется вне его, на программу распространяются условия лицензионного соглашения дистрибутива.
— Если говорить о серверной части, то какое-то минимальное обучение мы проводим в любом случае. В частности, выдаем подробную инструкцию по работе с серверами, с соответствующим программным обеспечением. Однако особых сложностей при этом никогда не возникает, так как в большинстве случаев управление серверами осуществляется при помощи понятного веб-интерфейса. Что касается рабочих мест, то здесь Linux приживается гораздо хуже в силу специфичности используемого клиентом ПО. И специально насаждать это мы не хотим и не будем. У нас, например, есть опыт запуска 1С под Linux. В частности, версия 7.7 отлично работает на сервере в терминальном режиме при большом количестве подключенных пользователей. Но для работы таких программ, как, например, «Контур-Экстерн», необходим Internet Explorer с ActiveX, а этот модуль кроссплатформенные браузеры, в частности, Mozilla Firefox и Opera, не поддерживают. И мы здесь можем только развести руками, потому что это проблема разработчиков ПО, а не операционной системы. То же самое касается банк-клиент приложений. Многие из них написаны на Delphi или .Net и рассчитаны на работу только в среде Windows. В то же время банк-клиенты, написанные на Java, без проблем работают и в Linux. Мы стараемся учитывать подобные нюансы и в сложных случаях делаем гетерогенную среду, объединяющую Windows- и Linux-решения. Например, серверная часть 1С версии 8.1 сделана нативно, с использованием PostgreSQL, поэтому прекрасно работает на Linux. В то же время к нему могут подключаться пользователи, использующие среду Windows.
— Рынок СПО в России – это непаханое поле, притом что потребность в подобных решениях существует. И проблема здесь в том, что свободным программным обеспечением занимаются не менеджеры, а программисты, которые не могут организовать свой труд. Правильно поставить задачу, вникнуть в бизнес-процессы, найти клиента, написать качественную техническую документацию и все это красиво подать у нас, к сожалению, могут немногие. Конечно, есть те, кто занимается внедрением различных ERP, таких как SAP R/3, Галактика или Альфа. Но это чужие решения, и клиент за них платит дважды: за само программное обеспечение и за его установку. У нас же первой составляющей нет. Я разговаривал с огромным количеством руководителей предприятий, рассказывая о возможностях, которые реализуются при помощи открытой лицензии. И люди удивлялись, что, во-первых, подобные решения вообще существуют, а во-вторых, они уже апробированы и отлично зарекомендовали себя. Например, IP-телефония на базе Opensource-системы Asterisk. Аналогичные аппаратные решения на Cisco или Windows стоят в разы дороже. В то же время под Asterisk написано достаточно большое количество плагинов, в том числе и для работы с Outlook.
На сегодняшний день мы являемся, по сути, уникальным предприятием на рынке Перми. Однако обслуживаем едва ли одну десятую процента рынка средних и малых предприятий, так как он сам по себе достаточно емкий. Есть компании, которые работают в том же направлении, но оно у них не является ведущим. То есть в числе прочих услуг они могут, например, поставить и настроить сервер на базе Linux. Но это является дополнительным сервисом для их основной деятельности, например, для веб-студий. За счет этого у нас есть определенное конкурентное преимущество, так как за два года мы накопили достаточный опыт и знаем многие «подводные камни».
— На рабочих местах мы используем Alt Linux Desktop, на серверах, соответственно, Alt Linux Server. Дистрибутив является российской разработкой, поэтому со специалистами удобно связываться по техническим вопросам. Первоначально мы использовали Arch Linux как модульную операционную систему, которую можно затачивать под конкретные задачи. Но и сейчас мы от него не отказались и используем, например, для создания маленького компактного терминального дистрибутива, который разворачивается на загрузочную Compact Flash. Она вставляется в IDE-разъем и определяется как жесткий диск размером 1 Гб. При загрузке, если параметры сети уже настроены, терминал сразу подключается к серверу. В противном случае загружается специальный интерфейс, где все эти параметры можно забить вручную. Такое решение с минимальным функционалом стоит около 1000 рублей. Оно очень удобно и в плане расхода ресурсов, так как в качестве терминала можно использовать и достаточно слабый компьютер.
Тяжело говорить о преимуществах отдельных дистрибутивов, потому что для меня они в принципе равны. Alt Linux, например, участвует в проекте по внедрению СПО в школах Пермского края. Это опять же им плюс. Кроме того, дистрибутив отличается достаточно быстрым обновлением хорошей пакетной базы, где компоненты тщательно протестированы на совместимость между собой. И количество случаев сбоя этой системы минимально, что говорит о стабильности дистрибутива. Несомненным плюсом является то, что Alt Linux поддерживает большое количество оборудования. На моей памяти проблем с обнаружением устройств не было. И в целом это приятная среда для комфортной работы.
— Существует огромное количество комплексных решений на базе Opensource. И мы берем из них то, что нам доступно и что мы можем как-то изучить и использовать в дальнейшей работе. Я говорю, в частности, о CRM, IP-телефонии, DocFlow. Здесь нет упора на определенный сектор рынка. В то же время документооборот близок средним предприятиям, в которых существуют налаженные бизнес-процессы. А CRM (система управления взаимоотношений с клиентами) больше ориентирована на услуги сервиса. И здесь мы можем предложить, например, хороший вариант Helpdesk для небольшой компьютерной фирмы.
Мы изначально существуем как консалтинговая фирма и внедряем свои уже готовые решения. При этом важно, чтобы они органично вписывались в процесс и не нарушали его, вне зависимости от того, идет ли речь о предприятии или, скажем, об образовательном учреждении. Я как-то общался на тему внедрения СПО в школах с одним из преподавателей информатики. И, по его мнению, не принципиально, с какой операционной системой придется работать. Главные условия это лицензионность и хорошая безопасность. Также и учебный план, на мой взгляд, не должен привязываться к операционным системам и определенным маркам, брендам.
Второй не менее интересный проект был связан с внедрением IP-телефонии на базе Asterisk. Изначально было много нареканий, но мы доработали систему и постепенно добились ее стабильной и надежной работы. Вплоть до того, что при помощи программных средств выводили на серверной стороне приемлемый уровень громкости передачи сигнала трубки. Asterisk - интеллектуальная система, и одной из ее особенностей является отсутствие функции набора девятки для выхода в город. В базу забито несколько типов номеров, в частности, внутренняя адресация, 7-значный городской номер и мобильный. При наборе номера система сама определяет, к какому типу он принадлежит. Гибкость функционала настолько большая, что можно осуществлять даже перевод звонка на мобильный телефон. Директор или начальник отдела при необходимости всегда доступен для менеджеров, но, чтобы принять вызов, ему не обязательно находиться в офисе. Качество связи при этом отличное. Таким образом, повышается и мобильность, и лояльность клиентов к компании.
В числе успешных проектов у нас также есть перевод рабочих мест кассиров сети продуктовых магазинов под Linux. Мы развернули гетерогенную среду – под Windows осталась только бухгалтерия, а сервер 1С был запущен под эмулятором Wine. После этого проблемы с вирусами сразу отпали, и в целом любая неисправность теперь достаточно быстро локализуется. В наших планах также объединение трех продуктовых магазинов сети в единую сеть через VPN. Это решение мы тоже часто практикуем на Linux-сервере. Сейчас оно становится более востребованным, так как многие компании часто «размыты» географически. Например, офис и склад в одном месте, магазин в другом. При этом они могут быть соединены через VPN, при помощи которого сделан проброс торгового оборудования (сканер-штрихкодов и фискальный регистратор). То есть база формально находится на сервере в другом месте. Запрос с торговой точки приходит на сервер, который может быть расположен в 15 км от места. Основной недостаток такого метода состоит в большой нагрузке на провайдера, который должен обеспечивать быструю связь на участке.
— Чтобы выйти за пределы российского рынка, нужно обладать солидными разработками, которых на сегодняшний день у нас нет. Что касается регионального рынка, у нас есть опыт работы со специалистами Уфы, Нижневартовска, Челябинской области. Однако в основном общение идет на уровне обмена опытом, консультаций. Большая часть проектов все же реализуется в Пермском крае. Но как только появится интересное решение, мы будем продвигать его и в другие регионы.
— Расскажите о перспективах развития компании на ближайшие два года.
— Достаточно сложно предугадывать подобные вещи, так как, например, планы, которые мы ставили два года назад, за этот период были сильно скорректированы. То, на чем мы планировали делать упор, оказалось не слишком востребованным. А то, что мы считали дополнением, вылилось в главное направление. В целом мы планируем популяризировать все решения, которые у нас есть, и возможно провести конференции для коммерческих структур, чтобы рассказать о преимуществах Opensource-решений заинтересованным лицам, показать наши наработки. Также было бы неплохо посмотреть, чего достигли другие люди. Сейчас мы находится в состоянии информационного вакуума, потому что нет никакой отдачи – кроме нас в Пермском крае подобной деятельностью целенаправленно никто не занимается. Одним из слабых мест Opensource-решений является отсутствие хорошей документации не по какой-то отдельной команде, а целиком по продукту. И мы хотим этот недостаток устранить. Я думаю, мы доведем до ума несколько программных продуктов, сделаем качественную документацию и будем его позиционировать как решение. Таким образом, продвигая готовые решения, мы будем способствовать распространению OpenSource в Пермском крае и, возможно, других регионах России.
Интервью с Владимиром Крюковым, региональным менеджером Canonical в странах EMEA
ЕЩЕ ПО ТЕМЕ:
ПЯТЬ САМЫХ БЕЗДАРНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ В IT-СФЕРЕ
17.11.2013Главы технологических компаний в последнее время привлекают немало внимания. И не всегда это связано с их успешными решениями. Автор этой статьи выбрал пять директоров, не оправдавших возложенных на них ожиданий.
АРТЕМ ЕРАХТИН, ИТ-ДИРЕКТОР ЧЕЛЯБИНСКОГО КУЗНЕЧНО-ПРЕССОВОГО ЗАВОДА: ПОРА ДОМОЙ – НА ЗАВОД
25.11.2013Сегодня в условиях мирового экономического кризиса, так или иначе повлиявшего на все российские компании, вопрос снижения издержек производственной деятельности стоит особенно остро. Как никогда ранее важно с максимальной быстротой и эффективностью провести реструктуризацию производства, основная цель которой – выход на современный технологический и управленческий уровень и, как следствие, – приобретение конкурентных преимуществ в борьбе с успешными западными компаниями.
LIVEJOURNAL СУМЕЛ ОТРАЗИТЬ НОВЫЕ МОЩНЫЕ DDOS-АТАКИ
9.12.2013Популярный сервис для ведения блогов LiveJournal (он же ЖЖ или Живой Журнал) вновь подвергся серии DDoS-атак.
«ДИСНЕЙ» НАДЕЛИТ РОБОТОВ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫМ ВЗГЛЯДОМ
8.08.2013Disney Research, исследовательское подразделение The Walt Disney Company, заявило о разработке технологии Papillon, позволяющей наделить роботов или интерактивные игрушки «выразительным» взглядом, сообщается в пресс-релизе (PDF). Исследователи предложили использовать в роли...