ЭКСПЕРТНОЕ МНЕНИЕ
ВЛАДИМИР КЛИМИН : «ЗДОРОВЬЕ В РЕГИОНАХ: ЖИТЬ БУДЕМ!»
5 Ноября 2013Тема номера — актуальные вопросы регионального здравоохранения. В рубрике «От первого лица» мы публикуем интервью с Министром здравоохранения Свердловской области Владимиром Климиным.
— Владимир Григорьевич, как Вы оцениваете изменения в целом в здравоохранении Свердловской области, произошедшие с того момента, когда Президент РФ объявил о реализации приоритетного национального проекта «Здоровье»?
— Сегодня мы с уверенностью можем говорить о том, что в здравоохранении произошли существенные количественные и качественные изменения. По результатам социологического опроса, который проводился в Свердловской области на предмет успешности национальных проектов, национальный проект «Здоровье» признан населением самым успешным. Изменения в здравоохранении касаются нескольких аспектов: количественно увеличилось оснащение медицинских учреждений, заработала программа по федеральным и областным надбавкам к заработной плате медперсонала, улучшилась кадровая составляющая, унифицировался процесс обучения. Также следует отметить, что в Свердловской области наряду с федеральными работает ряд региональных программ по здравоохранению: губернаторские, областные. Все эти факторы позволяют говорить, что качественная составляющая здравоохранения значительно улучшилась.
— Какие средства были инвестированы в здравоохранение Свердловской области в 2007-2008 гг.?
— Консолидированные средства здравоохранения в 2008 году составят 36 498 млн. руб. или 8 295,6 рубля на 1 жителя Свердловской области, что по сравнению с утвержденной Территориальной программой на 2007 год больше на 11 239 млн. руб. или на 44 %.
— Какого рода факторы препятствуют или стимулируют развитие процессов информатизации в здравоохранении?
— Хотелось бы отметить несколько факторов. Прежде всего, до недавнего времени в Свердловской области отсутствовала единая концепция информатизации, без которой трудно представить процесс развития здравоохранения.
В отдельных учреждениях существовали информационные системы, но единой концепции не было. На сегодня разработана концепция информатизации здравоохранения, которая представлена на заседании Областного Правительства. Цель Концепции — оптимизация управляемости и эффективности системы здравоохранения Свердловской области для повышения доступности и качества медицинской помощи населению. Для достижения цели нужно решить следующие задачи: переход от разрозненных информационных систем и баз данных к комплексной сквозной интегрированной системе электронного здравоохранения области; создание и использование единых принципов и стандартов представления технологической и управленческой информации; рационализация схем передачи информации; внедрение программных средств и решений для специалистов здравоохранения всех уровней; управление ресурсами на основе применения информационных систем.
Как мы предполагаем их решать?
Через улучшение технического состояния и ресурсного обеспечения информатизации здравоохранения — реинжиниринг; перевод существующих информационных систем на новые, современные платформы; подготовка кадров и особое направление — обучение медицинских работников, чтобы использование компьютера было обычным инструментом каждого медицинского работника; интеллектуализация анализа: надо сделать так, чтобы информация не только обрабатывалась, но и сигнализировала об узких местах и проблемах для срочного принятия решения; разработка и эксплуатация телекоммуникационных систем и важной их составляющей — телемедицинских сетей — для проведения консультаций отдаленным территориям и дистанционного обучения.
Предполагается двигаться по двум направлениям: первое — подтягивание и выравнивание всех организаций здравоохранения до такого уровня, который позволит осуществлять автоматизированный учет и обработку информации; второе — опора на лидеров, то есть на медицинские организации, активно использующие в своей деятельности современные методы и средства информатизации с последующим широким распространением опыта их работы.
РЕАЛИЗАЦИЮ КОНЦЕПЦИИ ПРЕДПОЛАГАЕТСЯ ПРОВОДИТЬ ПОЭТАПНО. ЭТАПЫ ПОЙДУТ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНО-ПАРАЛЛЕЛЬНО:
1 ЭТАП:
В этот период мы планируем сделать доступными для пользователей существующие базы данных и создание удобной системы анализа для управленцев.
2 ЭТАП:
Параллельно мы делаем корпоративную информационную систему медицинских и фармацевтических организаций, имеется ввиду оборудование
и программное обеспечение.
3 ЭТАП:
Для осуществления обмена информацией мы строим каналы связи.
4 ЭТАП:
Проведение массового распространения в медицинских организациях автоматизированных информационных систем и их совершенствование.
Конечным результатом реализации Концепции должно стать создание системы электронного здравоохранения как эффективного высокотехнологичного компонента управления отраслью, которое включает: многоуровневые информационные, в том числе интеллектуальные, системы, обеспечивающие современный уровень информационного обмена; электронный документооборот; дистанционное обучение; корпоративную телекоммуникационную медицинскую сеть Свердловской области; комплексную систему персонифицированного сбора информации; информационную безопасность организаций здравоохранения области, каналов передачи и хранения персонифицированной информации.
Предполагаемый управленческий эффект от реализации Концепции — повышение качества подготовки управленческих решений на основе достоверной, точной, своевременной информации и адекватных средств ее анализа и представления.
Предполагаемый медицинский эффект от реализации Концепции следующий: своевременная и качественная диагностика заболеваний, контроль качества помощи; повышение доступности медицинской помощи в том числе для отдаленных территорий, с помощью технологий телемедицины; создание электронной истории болезни пациента.
Предполагаемый социальный эффект от реализации Концепции: информированность пациентов о состоянии своего здоровья и данных им рекомендациях, сотрудников о работе лечебного учреждения, а управленцев о состоянии отрасли.
Экономический эффект от внедрения концепции предполагается получать за счет повышения качества управленческих решений, за счет рационально подготовленной, достоверной и оперативной исходной информации, экономии от упорядоченного рационального использования бюджетных средств всех уровней, реализации информационных и телекоммуникационных технологий, перехода от бумажной информатики к электронной и т.д.
Мы уверены в практической пользе реализации Концепции и получении положительных результатов. Это насущная необходимость, какой бы громоздкой, избыточной она нам сейчас не казалась. Без нее невозможно управление отраслью на современном уровне.
— Во всем мире все большее распространение получают системы телепатроната и телемониторинга. Насколько эти решения востребованы в Свердловской области?
— Телемедицина развивается и работает не только в Областной клинической больнице, но в ряде других муниципалитетов. Например, в Ирбите система телеконференций используется при оказании помощи конкретным больным. Может быть, развитие такого рода систем идет не так интенсивно, как хотелось бы, но процесс идет. Я знаю, что федерация планировала сделать развитие телемедицины, в том числе телемониторинга, сегментом национального проекта.
— В 2006 году был разработан и утвержден первый в России стандарт в области информатизации здравоохранения — стандарт электронной истории болезни пациента. Как вы оцениваете значение принятия этого стандарта?
— Это серьезный шаг, который снижает нерациональную и неэффективную загрузку деятельности врачей. При наличии программных средств это повысит эффективность и производительность их труда. Несколько месяцев назад я был с визитом в Германии, где посетил боль-ницу, полностью основанную на электронных средствах, где применяются электронные истории болезни, электронная запись. Но хотелось бы обратить внимание на такой момент: ни одна страна мира сегодня не воспринимает электронные документы как юридические, поэтому при выписке больным помимо дискеты выдается еще и бумажный носитель.
— Как вы считаете, какие изменения в нормативно-правовой базе необходимо осуществить в первую очередь для активного развития ИТ-технологий в медицине?
— Я бы сказал, что здесь имеет смысл говорить не столько о законодательных проблемах, сколько экономических, потому что данная сфера требует серьезных финансовых вложений. Конечно, в законодательной базе есть федеральные нормативные акты, которые следует адаптировать или изменить, но в целом серьезных законодательных проблем я не вижу. Единственный момент касается электронной медицинской карты. Данные, которые в ней содержатся, должны охраняться законодательно. Я считаю, прежде, чем внедрять любую информационную технологию, следует сначала разработать систему охраны данных.
— Как вы относитесь к положению о замене социального пакета денежной компенсацией?
— Я противник того, чтобы натуральные льготы заменялись денежной компенсацией. В основе принципа программы ОНЛС лежит страховой принцип: 100 человек участвуют в программе, 30 из них являются потребителями, а 70 — платят. Система должна быть финансово достаточной. А когда в субъектах больше половины тех, кто не потребляет лекарства, вышли из программы, забрав с собой деньги, нарушается страховой принцип. В итоге в программе остались только те люди, которые потребляют лекарства в ежемесячном режиме, а финансовых средств на покрытие этого потребления, недостаточно. Все это существенно повлияло на обеспечение программы и добавило проблем тем, кто ее реализует.
— Как вы оцениваете Федеральный Закон №94 (о закупках лекарственных средств для амбулаторного лечения льготников)?
— Этот закон ограничивает наши возможности. В социальной сфере вообще и в сфере закупа лекарств в частности, иногда приходится решать вопросы очень быстро, а условия, прописанные в Законе, не позволяют нам производить закупы оперативно. Если мы нарушим положения закона, антимонопольная служба отменит условия конкурса. Я считаю, в социальной сфере необходимо, чтобы законодательные нормы были более мягкими, а главенствующий принцип сочетал не только дешевизну, но и качество, как это происходит во всем мире.
— Каковы планы местного здравоохранения в области информатизации на ближайшие год-два?
— Самое главное — реализовать намеченные этапы внедрения концепции информатизации.
Наталья Смирнова
ЕЩЕ ПО ТЕМЕ:
РОССИЙСКИЙ ИНТЕРНЕТ-РИТЕЙЛ ВЫХОДИТ НА БИРЖУ
7.12.2013Один из лидерoв российского рынка электронной коммерции ОАО «Платформа ЮТИНЕТ.РУ» первым среди отечественных интернет-магазинов выходит на IPO. Стоимость одной акции компании составит 145-195 руб. за штуку, соответственно, размер ее собственного капитала оценен в 2,9-3,9 млрд руб.
ДЕЛОВАЯ СОЦСЕТЬ LINKEDIN ЗАВЕРШИЛА КВАРТАЛ С БОЛЬШИМ РОСТОМ ПРОДАЖ
19.09.2013Деловая социальная сеть LinkedIn, насчитывающая около 238 млн подписчиков, смогла увеличить выручку на 59% во втором квартале. Этот рост отражает усилия компании по привлечению новых пользователей и расширению услуг по подбору персонала. За последние 12 месяцев акции LinkedIn подорожали на 122%.В период с апрель по июнь 2013 года LinkedIn заработала 363,7 млн долларов против 228,2 млн долларов годом ранее. Чистая прибыль также увеличилась за год - с 2,8 до 3,7 млн долларов. Показатель прибыли в расчете на одну акцию составил 3 цента
КРУПНЕЙШИЙ В МИРЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЬ ПК ВЫПУСТИЛ НОУТБУК НА ANDROID
18.10.2013Китайский производитель компьютеров Lenovo представил ноутбук IdeaPad A10. Он стал первым ноутбуком компании, работающим под управлением операционной системы Android. Компьютер можно использовать в режиме «ноутбук» и в режиме «планшет с...
"ВКОНТАКТЕ" ОТКАЗАЛАСЬ ОТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КАРТ GOOGLE
4.09.2013Социальная сеть "ВКонтакте" отказалась от карт Google Maps, заменив их на альтернативные сервисы Mapbox и "Яндекс.Карты". Сообщение об этом появилось в сообществе "ВКонтакте" Live Express.Теперь при прикреплении к посту карты пользователи социальной сети могут выбрать либо Mapbox, работающую на основе базы данных Open Street Map, либо карту "Яндекс", разработанную одноименной компанией. Из предварительного просмотра местоположения Google Maps также исчезли