ЭКСПЕРТНОЕ МНЕНИЕ
ВЛАДИМИР КЛИМИН : «ЗДОРОВЬЕ В РЕГИОНАХ: ЖИТЬ БУДЕМ!»
5 Ноября 2013Тема номера — актуальные вопросы регионального здравоохранения. В рубрике «От первого лица» мы публикуем интервью с Министром здравоохранения Свердловской области Владимиром Климиным.
— Владимир Григорьевич, как Вы оцениваете изменения в целом в здравоохранении Свердловской области, произошедшие с того момента, когда Президент РФ объявил о реализации приоритетного национального проекта «Здоровье»?
— Сегодня мы с уверенностью можем говорить о том, что в здравоохранении произошли существенные количественные и качественные изменения. По результатам социологического опроса, который проводился в Свердловской области на предмет успешности национальных проектов, национальный проект «Здоровье» признан населением самым успешным. Изменения в здравоохранении касаются нескольких аспектов: количественно увеличилось оснащение медицинских учреждений, заработала программа по федеральным и областным надбавкам к заработной плате медперсонала, улучшилась кадровая составляющая, унифицировался процесс обучения. Также следует отметить, что в Свердловской области наряду с федеральными работает ряд региональных программ по здравоохранению: губернаторские, областные. Все эти факторы позволяют говорить, что качественная составляющая здравоохранения значительно улучшилась.
— Какие средства были инвестированы в здравоохранение Свердловской области в 2007-2008 гг.?
— Консолидированные средства здравоохранения в 2008 году составят 36 498 млн. руб. или 8 295,6 рубля на 1 жителя Свердловской области, что по сравнению с утвержденной Территориальной программой на 2007 год больше на 11 239 млн. руб. или на 44 %.
— Какого рода факторы препятствуют или стимулируют развитие процессов информатизации в здравоохранении?
— Хотелось бы отметить несколько факторов. Прежде всего, до недавнего времени в Свердловской области отсутствовала единая концепция информатизации, без которой трудно представить процесс развития здравоохранения.
В отдельных учреждениях существовали информационные системы, но единой концепции не было. На сегодня разработана концепция информатизации здравоохранения, которая представлена на заседании Областного Правительства. Цель Концепции — оптимизация управляемости и эффективности системы здравоохранения Свердловской области для повышения доступности и качества медицинской помощи населению. Для достижения цели нужно решить следующие задачи: переход от разрозненных информационных систем и баз данных к комплексной сквозной интегрированной системе электронного здравоохранения области; создание и использование единых принципов и стандартов представления технологической и управленческой информации; рационализация схем передачи информации; внедрение программных средств и решений для специалистов здравоохранения всех уровней; управление ресурсами на основе применения информационных систем.
Как мы предполагаем их решать?
Через улучшение технического состояния и ресурсного обеспечения информатизации здравоохранения — реинжиниринг; перевод существующих информационных систем на новые, современные платформы; подготовка кадров и особое направление — обучение медицинских работников, чтобы использование компьютера было обычным инструментом каждого медицинского работника; интеллектуализация анализа: надо сделать так, чтобы информация не только обрабатывалась, но и сигнализировала об узких местах и проблемах для срочного принятия решения; разработка и эксплуатация телекоммуникационных систем и важной их составляющей — телемедицинских сетей — для проведения консультаций отдаленным территориям и дистанционного обучения.
Предполагается двигаться по двум направлениям: первое — подтягивание и выравнивание всех организаций здравоохранения до такого уровня, который позволит осуществлять автоматизированный учет и обработку информации; второе — опора на лидеров, то есть на медицинские организации, активно использующие в своей деятельности современные методы и средства информатизации с последующим широким распространением опыта их работы.
РЕАЛИЗАЦИЮ КОНЦЕПЦИИ ПРЕДПОЛАГАЕТСЯ ПРОВОДИТЬ ПОЭТАПНО. ЭТАПЫ ПОЙДУТ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНО-ПАРАЛЛЕЛЬНО:
1 ЭТАП:
В этот период мы планируем сделать доступными для пользователей существующие базы данных и создание удобной системы анализа для управленцев.
2 ЭТАП:
Параллельно мы делаем корпоративную информационную систему медицинских и фармацевтических организаций, имеется ввиду оборудование
и программное обеспечение.
3 ЭТАП:
Для осуществления обмена информацией мы строим каналы связи.
4 ЭТАП:
Проведение массового распространения в медицинских организациях автоматизированных информационных систем и их совершенствование.
Конечным результатом реализации Концепции должно стать создание системы электронного здравоохранения как эффективного высокотехнологичного компонента управления отраслью, которое включает: многоуровневые информационные, в том числе интеллектуальные, системы, обеспечивающие современный уровень информационного обмена; электронный документооборот; дистанционное обучение; корпоративную телекоммуникационную медицинскую сеть Свердловской области; комплексную систему персонифицированного сбора информации; информационную безопасность организаций здравоохранения области, каналов передачи и хранения персонифицированной информации.
Предполагаемый управленческий эффект от реализации Концепции — повышение качества подготовки управленческих решений на основе достоверной, точной, своевременной информации и адекватных средств ее анализа и представления.
Предполагаемый медицинский эффект от реализации Концепции следующий: своевременная и качественная диагностика заболеваний, контроль качества помощи; повышение доступности медицинской помощи в том числе для отдаленных территорий, с помощью технологий телемедицины; создание электронной истории болезни пациента.
Предполагаемый социальный эффект от реализации Концепции: информированность пациентов о состоянии своего здоровья и данных им рекомендациях, сотрудников о работе лечебного учреждения, а управленцев о состоянии отрасли.
Экономический эффект от внедрения концепции предполагается получать за счет повышения качества управленческих решений, за счет рационально подготовленной, достоверной и оперативной исходной информации, экономии от упорядоченного рационального использования бюджетных средств всех уровней, реализации информационных и телекоммуникационных технологий, перехода от бумажной информатики к электронной и т.д.
Мы уверены в практической пользе реализации Концепции и получении положительных результатов. Это насущная необходимость, какой бы громоздкой, избыточной она нам сейчас не казалась. Без нее невозможно управление отраслью на современном уровне.
— Во всем мире все большее распространение получают системы телепатроната и телемониторинга. Насколько эти решения востребованы в Свердловской области?
— Телемедицина развивается и работает не только в Областной клинической больнице, но в ряде других муниципалитетов. Например, в Ирбите система телеконференций используется при оказании помощи конкретным больным. Может быть, развитие такого рода систем идет не так интенсивно, как хотелось бы, но процесс идет. Я знаю, что федерация планировала сделать развитие телемедицины, в том числе телемониторинга, сегментом национального проекта.
— В 2006 году был разработан и утвержден первый в России стандарт в области информатизации здравоохранения — стандарт электронной истории болезни пациента. Как вы оцениваете значение принятия этого стандарта?
— Это серьезный шаг, который снижает нерациональную и неэффективную загрузку деятельности врачей. При наличии программных средств это повысит эффективность и производительность их труда. Несколько месяцев назад я был с визитом в Германии, где посетил боль-ницу, полностью основанную на электронных средствах, где применяются электронные истории болезни, электронная запись. Но хотелось бы обратить внимание на такой момент: ни одна страна мира сегодня не воспринимает электронные документы как юридические, поэтому при выписке больным помимо дискеты выдается еще и бумажный носитель.
— Как вы считаете, какие изменения в нормативно-правовой базе необходимо осуществить в первую очередь для активного развития ИТ-технологий в медицине?
— Я бы сказал, что здесь имеет смысл говорить не столько о законодательных проблемах, сколько экономических, потому что данная сфера требует серьезных финансовых вложений. Конечно, в законодательной базе есть федеральные нормативные акты, которые следует адаптировать или изменить, но в целом серьезных законодательных проблем я не вижу. Единственный момент касается электронной медицинской карты. Данные, которые в ней содержатся, должны охраняться законодательно. Я считаю, прежде, чем внедрять любую информационную технологию, следует сначала разработать систему охраны данных.
— Как вы относитесь к положению о замене социального пакета денежной компенсацией?
— Я противник того, чтобы натуральные льготы заменялись денежной компенсацией. В основе принципа программы ОНЛС лежит страховой принцип: 100 человек участвуют в программе, 30 из них являются потребителями, а 70 — платят. Система должна быть финансово достаточной. А когда в субъектах больше половины тех, кто не потребляет лекарства, вышли из программы, забрав с собой деньги, нарушается страховой принцип. В итоге в программе остались только те люди, которые потребляют лекарства в ежемесячном режиме, а финансовых средств на покрытие этого потребления, недостаточно. Все это существенно повлияло на обеспечение программы и добавило проблем тем, кто ее реализует.
— Как вы оцениваете Федеральный Закон №94 (о закупках лекарственных средств для амбулаторного лечения льготников)?
— Этот закон ограничивает наши возможности. В социальной сфере вообще и в сфере закупа лекарств в частности, иногда приходится решать вопросы очень быстро, а условия, прописанные в Законе, не позволяют нам производить закупы оперативно. Если мы нарушим положения закона, антимонопольная служба отменит условия конкурса. Я считаю, в социальной сфере необходимо, чтобы законодательные нормы были более мягкими, а главенствующий принцип сочетал не только дешевизну, но и качество, как это происходит во всем мире.
— Каковы планы местного здравоохранения в области информатизации на ближайшие год-два?
— Самое главное — реализовать намеченные этапы внедрения концепции информатизации.
Наталья Смирнова
ЕЩЕ ПО ТЕМЕ:
ГОЛОСОВОЙ ПОМОЩНИК IOS SIRI БУДЕТ ЧЕРПАТЬ ИНФОРМАЦИЮ ИЗ ПУБЛИЧНЫХ ИСТОЧНИКОВ
14.11.2013Голосовой помощник Siri, встроенный в мобильную ОС Apple, на момент своего выхода в свет выглядел как нечто забавное и полезное, но на деле его мало кто применяет. В компании это понимают и пытаются усовершенствовать его. Вот патент, описывающий способ получения пользователем информации, которая берётся не из баз данных Apple или со сторонних сайтов, а из сообщества.
ОБЗОР НОВЫХ ИГР ДЛЯ IPHONE И IPAD: GRAND THEFT AUTO: SAN ANDREAS, ANGRY BIRDS GO!, LEGO STAR WARS И ДРУГИЕ
12.12.2013Итак, сегодня для скачивания на iPhone или iPad стали доступны следующие игры: классический криминальный экшен Grand Theft Auto: San Andreas, гонки в мире Angry Birds, сага "Звездных Войн" в мире LEGO, сиквел самой загадочной головоломки The Roo...
ТИРИКА-МАГАЗИН 2.11: СТАТИСТИКА ПРОДАЖ ВАШЕГО МАГАЗИНА ТЕПЕРЬ ДОСТУПНА И НА СМАРТФОНЕ
23.09.2013Вышла новая версия программы Тирика-Магазин 2.11, популярной программы автоматизации работы розничного магазина. В ней появилась функция Тирика:Коннект, позволяющая отслеживать статистику продаж непосредственно с экрана телефона под управлением ОС Android. Для…
СКИН WINTER ДЛЯ TRION 1.0
22.07.2013Вы уже соскучились по зиме? Нет проблем, теперь Вы будете сидеть в ирке и чувствовать зимний холодок. Автор: AmpuTaTor