MOBILE-ДАЙДЖЕСТ
FACEBOOK 2G ДЛЯ АФРИКИ. ОБЛАЧНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА БАЗЕ USSD
9 Августа 2013В последнее время можно прочитать немало интересного о телекоммуникационном чуде, произошедшем в некоторых странах Африки. Отличает происходящее две замечательных особенности. Во-первых, бурный рост возник без всякой традиции проводной связи – в этих странах до сих пор почти не было телефонов. Во-вторых, очень часто внедрение новых сервисов было связано с одновременным разворачиванием комплекса банковских услуг.
Но, рассказывая об этом перевороте, часто забывают упомянуть, на какой технической базе всё это происходит. Я, конечно, говорю о телефонных аппаратах конечных пользователей. В абсолютном большинстве случаев, это крайне дешёвые или просто старые трубки. То, что, скорее, можно классифицировать под стандарт связи 2G, о котором в Москве и многих городах России уже начали забывать. Хотя, я, пожалуй, беру на себя слишком много. В конце концов, и в России смартфонами пользуется не более трети абонентов.
Вернусь ненадолго к банковским услугам. Сегодня многим пользователям сотовых сетей в развивающихся странах оказались доступны разнообразные мобильные банковские услуги, которые в Европе и США считаются крайне передовыми и, оттого, недешёвыми. Как можно догадаться, мало пользователей в бедных странах в состоянии пользоваться дорогими услугами и нельзя было бы говорить о хоть какой-то массовости. Уменьшение цены связано в том числе с технологией, за счёт которой обслуживаются все транзакции – это USSD.
Unstructured Supplementary Services Data (USSD) – сервис в сетях GSM, входящий в стандарт с незапамятных времён. Правда стоит уточнить, что далеко не все старые телефонные аппараты работали с ним, но с конца 90-х годов XX века поддержка стала повсеместной. Наверняка вы сталкивались с этим инструментом. Скорее всего, при подключении каких-либо дополнительных услуг для своего тарифа или получении автоматизированной справки мобильного оператора. Работа сервиса похожа на обмен смс, за одним важным исключением: «диалог» происходит в рамках одной сессии и канал связи между вами и сервером постоянно открыт. И именно таким способом было организовано обслуживание многочисленных финансовых транзакций: от текущих платежей, до переводов средств и займов.
Израильская компания VascoDe Technologies начинает отсчёт своей истории в 2009 году. В исследовательской деятельности они явно впечатлялись успехами USSD-банкинга, поскольку на ту же самую базу они решили положить казалось бы несовместимые с устаревшими телефонными трубками современные сервисы: от фейсбука, до скайпа.
Как можно убедиться, и в удалённых африканских селениях, где до ближайшего банковского отделения надо добираться много километров, банковские услуги оказались достаточно популярны. Можно было предположить, что и к социальным платформам вроде Twitter у местных потребителей услуг связи (особенно – молодёжи) будет определённый интерес. Именно из этого и исходили разработчики, оформляя патент на взаимодействие с веб-сервисами через мобильные сети без установки клиентского программного обеспечения (Client-less Mobile Interaction – CMI).
На самом деле, и до представления этого формата пользования веб-сервисами многие жители развивающихся стран и регионов Африки и Азии проводили немало времени в интернете. Другое дело, что в интернет-кафе они тратили на это на порядок больше денег. Так что нельзя сказать, что VascoDe привели людей в Facebook – нет, они значительно удешевили развлечение. Кроме того, они предоставили доступ в сеть для рабочих целей, например, с использованием электронной почты GMail.
Впрочем, для пользования системой в интернет-кафе зайти всё же придётся. Правда только один раз, для регистрации в системе и авторизации доступа к вашим персональным профилям. В дальнейшем вы можете осуществлять всё общение через мобильный телефон и нельзя сказать, что это происходит медленнее чем на смартфонах с суперскоростным доступом в интернет.
Отправляя USSD-запрос на заданный номер вы открываете канал связи и на своём экране получаете меню выбора сервиса, который вы хотите использовать в данный момент. К примеру, выбирая пункт 3 вы запустите интерфейс обмена данными с Wikipedia, а 5 подключит вас к ленте фейсбука. Доступных служб, на данный момент, уже девять.
В зависимости от выбранного сервиса, вам предоставляется возможность либо начать поиск по ключевым словам (Wikipedia), либо просмотреть свежие заголовки (GMail, Facebook и Twitter). Можно отправлять сообщения, письма, твиты. Отвечать другим людям и комментировать. При этом всё происходит практически моментально – через USSD сообщения передаются с задержкой всего в пару секунд. Кроме того, немаловажным оказывается и то, что нет расходов на скачивание данных. Все USSD-запросы тарифицируются пакетом, а трафик генерируется уже между сервером VescoDe и серверами социальных сетей и других веб-сервисов.
Конечный пользователь получает независимость от интернет-кафе, точно так же, как владельцы смартфонов имеют возможность попасть в сеть вдалеке от своих домашних компьютеров. В итоге, они могут быстрее реагировать на деловые запросы или, к примеру, предложения работы. И всё это за эквивалент 3-15 рублей в неделю.
Израильская компания продаёт свой сервис провайдерам, так что конечные пользователи взаимодействуют с представителями оператора, а не со сторонней организацией. Недавно они довели свою общую клиентскую базу до миллиона пользователей, однако, в потенциале, рынок подобных услуг насчитывает сотни миллионов, если не миллиарды, пользователей в одних только в странах Африки и Азии. А ведь к списку можно добавить ещё и Латинскую Америку. Конечно, и смартфоны постепенно дешевеют, однако в VascoDe планируют за ближайшие несколько лет успеть получить определённый доход с этой своей идеи, прежде чем перейти к более продвинутым системам.
Эта идея пришла в голову и другим разработчикам, в том числе и в самих сотовых компаниях. Отличилась, к примеру, индийская Tata Docomo – они объявили о доступе к Facebook для пользователей простых телефонов через USSD ещё в прошлом году. Etisalat Group из ОАЭ недавно заявила о сотрудничестве с индийскими разработчиками из Mahindra Comviva. Они планируют развернуть сервис как в самих Арабских Эмиратах, так и в Африке – начиная с Нигерии. Впрочем, VascoDe пока что предлагает самый широкий ассортимент доступных приложений и потому имеет определённое преимущество.
Не знаю, прижился бы такой сервис на территории России или нет – в наших краях выражение «понт дороже денег» знакомо многим. Те, кто пользуется социальными сетями, скорее приложат все усилия, чтобы купить себе какой-никакой смартфон, чем будут пытаться получить подобный доступ в сеть на стареньком монохромном экране. Впрочем, может я и недооцениваю своих соотечественников и зря их ругаю. Тем более, что основатели компании VascoDe целенаправленно набирают в штат представителей из разных стран и различных культур. Они тщательно исследуют, что может заинтересовать совершенно различных людей, какие у них запросы и что для них важно в современном мире – с точки зрения общения и обмена данными. Быть может и для России у них нашлось бы предложение.
Такой подход особенно важен для компаний, созданных в экономически и технически прогрессивных странах, но ориентирующих свои услуги на развивающиеся рынки. Часто это оказывается совершенно иной взгляд на крайне привычные нам вещи. Доступ к электронной почта и социальным сетям, о зависимости от которых сейчас постоянно говорят представители так называемого западного мира, может радикально переменить жизнь людей в других частях света.
А представьте себе мир, в котором как минимум две трети населения Земли будут иметь возможность делиться и обмениваться своими идеями через почту, социальные сети и средства обмена сообщениями вроде того же Skype?
ЕЩЕ ПО ТЕМЕ:
ВЛАДИМИР ГАБРИЕЛЯН, MAIL.RU: «МЫ ХОТИМ БЫТЬ ПОИСКОМ НОМЕР ОДИН»
17.10.2013«Мы хотим быть поиском номер один, лучшим по всем направлениям», - уверенно заявляет руководитель направления поиска Mail.Ru Владимир Габриелян. У российской компании грандиозные планы по развитию поисковой системы, от введения новой поисковой технологии до создания собственной мобильной операционной системы в качестве канала дистрибуции.
АЛЕКСАНДР ОЛЬШАНСКИЙ, IMENA.UA: "МЕДИЙНАЯ РЕКЛАМА - ЕДИНСТВЕННОЕ СРЕДСТВО ДЛЯ СОЗДАНИЯ БРЕНДОВ"
19.11.2013Президент компании Imena.UA в видеоинтервью утверждает, что медийная реклама вечна, как вечны бренды!
У SKYPE ПРОБЛЕМЫ С ОНЛАЙН НОМЕРАМИ ДЛЯ ИТАЛИИ
10.09.2013У Скайпа возникли некоторые сложности с предоставлением онлайн номеров (SkypeIn) для Италии, с 16 июня 2011 купить итальянский номер для Skype стало невозможно. Точная причина прекращения реализации Итальянских номеров Скайпа не известна но Skype связывает ее с возникновением административных проблем.
НОВЫЕ СМАЙЛИКИ СКАЙПА
11.12.2013Иногда слова не могут передать всё то, что так хочется выразить. К счастью, смайлики идеально передают любые эмоции через интернет, хоть и представляют собой всего лишь набор текстовых символов.