ТЕХНОЛОГИИ ОН-ЛАЙН ОБЩЕНИЯ
КОМПЬЮТЕР IBM WATSON ВЧИСТУЮ ПОБЕДИЛ АМЕРИКАНСКИХ ЗНАТОКОВ
2 Ноября 2013В США завершился необычный игровой телевизионный проект, после которого многие приверженцы верховенства разума человека над машинным интеллектом, вероятно, серьезно усомнились в правоте своей точки зрения. В Штатах завершилась серия из трех телевизионных игр под названием Jeopardy. Правила этой игры, думается, известны всем, кто хотя бы раз смотрел ее русскоязычный аналог, известный как «Своя игра». Думается, что повторять правила игры не имеет смысла, они всем известны.
В отличие от обычных соревнований знатоков в Jeopardy здесь в качестве одного из игроков выступал компьютер, созданный корпорацией IBM. Ему противостояли двое самых именитых игроков Jeopardy — Кен Дженнингс и Брэд Руттер. Оба этих участника имеют на своем счету десятки побед в предыдущих сериях Jeopardy, поэтому без каких-либо условностей, можно сказать, что против компьютера выступали лучшие умы.
В студии, где снималась передача, фактически стояли только двое знатоков и ведущих, на месте компьютера IBM Watson был расположен лишь монитор, на котором вращался анимированный логотип Watson, однако по словам ведущего шоу, основные «мозги» Watson расположились буквально за стенкой студии. Представляет собой эти «мозги» небольшой датацентр, состоящий их двух сегментов — нескольких стоек с серверами IBM на базе процессоров Power 7 и независимой системы охлаждения стоек.
По условиям соревнования, Watson не имел выхода в интернет, но инженеры IBM загрузили в память машины приличный объем энциклопедических знаний, снабдили машину набором программного обеспечения для аналитического анализа данных, а также программным обеспечением для кластеризации, благодаря которому компьютеры стали работать как единый организм.
Организаторы викторины заявили, что победитель викторины получит (независимо от его суммы, заработанной в игре) миллион долларов. В IBM заявили, что в случае их выигрыша, вся сумма приза, а также весь заработок компьютера будут направлены на благотворительность. Аналогичным образом поступили и двое других игроков.
Игра состояла из трех серий, причем в первой серии IBM Watson обыграл знатоков с существенным преимуществом, а во второй знатоки сумели сравнять счет. Интересно отметить, что хотя в игре принимали участие трое игроков, по ходу игры ситуация сложилась таким образом, что с полной уверенностью можно сказать, что люди-знатоки сообща пытались соревноваться с машиной.
В третьем раунде стало очевидно, что соревнования носят более чем предрешенный характер, так как отрыв Watson от Дженнингса и Руттера был более чем двукратным. По словам инженеров IBM, по ходу игры им пришлось столкнуться с ожидаемыми сложностями.
Специалисты говорят, что вопросы, задаваемые в Jeopardy, имеют понятный смысл для людей и при их трактовании у человека, если он в принципе знает о чем идет речь, не должно возникнуть проблем с ответом. Но другое дело машины, так как вопросы здесь иногда носят шуточный подтекст, иногда суть вопроса напрямую зависит от интонации ведущего, иногда вопрос можно трактовать двояко и его смысл зависит от категории вопроса. Иными словами, помимо поиска ответа на вопрос, что называется «в лоб», машине пришлось научиться думать и понимать информацию как люди.
И это у Watson получилось прекрасно. Компьютер справился с ответами как на глубокие научные и исторические темы, так и на современные вопросы, касающиеся, например знаменитых «Симпсонов». Финальный счет игры таков: почти 80 000 долларов заработал Watson, 24 000 долларов — Дженнингс и 21 000 долларов — Руттер.
Прошлой осенью система Watson провела более 50 спарринг-игр против прежних участников турнира «Tournament of Champ Jeopardy» на заключительном этапе подготовки к своему телевизионному дебюту. Кроме того, система Watson успешно прошла тот же тест для претендентов, который проходят люди при первичном отборе на участие в шоу Jeopardy.
На протяжении практически всего соревнования лидировала именно Watson, определяя тон, тематику и смысл вопросов, и давая на них ответы с исключительной скоростью. В рамках соревнования компьютер успешно справился практически со всеми вопросами, не уловив тематики лишь некоторых из них и пропустив других участников викторины вперед. По итогам викторины Watson опередил других участников.
Как рассказали в IBM, компьютер работает под управлением Linux и не имеет выхода в интернет, а его внутренняя база включает в себя сведения из самых разных областей, кроме того здесь есть несколько оцифрованных энциклопедий, словарей, книг, новостные ленты, тексты фильмов и другие источники.
В IBM говорят, что сам Watson задумывался как теоретический проект, но многие компании из реального сектора экономики заинтересовались разработкой и хотели бы получить ее в свое распоряжение. Несмотря на всю благую составляющую проекта, невольно напрашиваются мысли о том, что уже в недалеком будущем тысячи таких Watson'онов будут работать в интересах продавцов и производителей, решая за людей, кому и что лучше купить в магазине и где и как это лучше продать.
ЕЩЕ ПО ТЕМЕ:
ОБНОВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПЛАГИНА КОММЕНТАРИЕВ ОТ FACEBOOK
20.10.2013Facebook обновил плагин, который позволяет обмениваться комментариями на страницах сторонних блогов и сетевых изданий
СМАРТФОН SAMSUNG GALAXY S III
12.08.2013Буквально на днях были подведены итоги ежеквартального рейтинга, проводимого агентством TelecomDaily. Самым лучшим смартфоном осени 2012 годы стал Samsung GALAXY S III.Чтобы понять, что стало причиной этого, и почему купить Samsung GALAXY S III, стремится все больше людей, следует составить детальный обзор Samsung GALAXY S III.
МЕДИАРЕВОЛЮЦИЯ ЛЕОНИДА ВАХРАМЕЕВА
31.08.2013Почти десять лет назад предприниматель Леонид Вахрамеев купил в числe прочих бизнесов маленькую фирму «Интерсвязь». Сейчас ему трудно вспомнить: у кого и за сколько. «Я тогда только что вернулся с Севера, нужно было чем-то заниматься, а в бизнесе всегда кто-то что-то продает, кто-то покупает», – рассказывает Леонид Александрович. До 2004 года это была организация из десяти человек, которые работали в двух небольших комнатах, арендованных у Южно-Уральского Государственного университета.
УСТАЛ ЛИ РЫНОК ОТ КОНТЕКСТНОЙ РЕКЛАМЫ?
3.11.2013Поисковые системы перегружены контекстной рекламой. В связи с ее огромной популярностью рекламодателю все сложнее решать свои задачи. Попробуйте прорекламировать сейчас зимние шины.