КЛИЕНТЫ И ИГРЫ IRC
СКОЛЬКО ОСТАЛОСЬ ЖИТЬ КУПОННЫМ СЕРВИСАМ
29 Октября 2013Суждено ли скидочному бизнесу процветать или пора на покой, с какими проблемами сталкиваются владельцы купонных сервисов и их партнеры и имеет ли смысл запускать очередной «Группон» сегодня – об этом в материале «Руформатора».
В то время, как интернет-компания Groupon успешно торгует акциями на нью-йоркской бирже, вспомним прошедший RIW, в последние часы которого состоялось интересное обсуждение российского рынка скидочных сервисов. В круглом столе под названием «Сервисы коллективных покупок. Версия 2.0» приняли участие представители отрасли: Олег Савцов (директор по развитию Biglion), Дмитрий Ли (гендиректор WeClever) и Дмитрий Шатохин (директор по коммуникациям и спецпроектам Vigoda).
Купоны сегодня, купоны завтра
У электронной коммерции в России большие перспективы, что уже ни у кого не вызывает сомнений. Ежегодный прирост составляет примерно 20-25%. И доля купонных сервисов на этом рынке будет только расти, в этом были единодушны все докладчики.
Рынок онлайн-коммерции в 2011 году, по прогнозам Олега Савцова, достигнет млрд, а в следующем — млрд. Какое место на этом рынке занимает и будет занимать сегмент акций (не ценных бумаг, а организованных покупок)? Этот сегмент в России представлен шоппинг-клубами (наподобие KupiVIP) и сервисами коллективных покупок (сокращенные до аббревиатуры СКП). По данным Олега Савцова, активней развиваются именно вторые. Если в 2011 шопинг-клубы заработают 0 млн, а СКП — 0 млн, то на 2012 год он прогнозирует заметный скачок для купонных сервисов — они заработают уже млрд, тогда как шоппинг-клубы отметятся не таким заметным ростом в 0 млн.
Что касается игроков, то выживут сильнейшие, предсказывает Олег Савцов. Два игрока будут делить 70-80% рынка, 5 игроков — 15%, остальных подавят. Территориальное распределение продаж неожиданностей не преподнесло — 60% продаж Biglion делает Москва. Средний чек в столице составляет , тогда как в регионах — .
Трудности купонного бизнеса
Олег Савцов в своем докладе разложил по полочкам факторы роста купонных сервисов. Во-первых, пользователям предлагаются не супернишевые вещи, а то, что регулярно покупается — походы в кафе, кино и боулинг. Детские праздники ажиотажа не вызовут. Во-вторых, предложение должно быть конкретным. Важность этого пункта Олег проиллюстрировал историей проведения акций в двух одинаковых американских магазинах. В первом проходило двадцать акций, во втором только одна. В итоге вторая площадка показала лучшие результаты. Не стоит забывать и о срочности предложения. Чтобы подбодрить покупателя, на сайт, к примеру, вешаются «часы». И напоследок, купонные сервисы — это не просто шопинг («накликал в корзину и пошел»), а шопинг с приставкой социальный. Покупатели отправляют приглашения друзьям, делятся ссылками в соцсетях, обсуждают акции.
И у процветающего купонного бизнеса есть проблемы. Пользователей задолбали рассылки, считает Олег Савцов, и, значит, пора уходить от модели Push (от англ. «толкать») и делать так, чтобы пользователи приходили сами. Добиться этого можно разными способами. Олег видит решение в создании дополнительных сервисов. Помимо самих акций, «Биглион» делает ставки на интересный контент, пользовательские отзывы и мобильные приложения. С последними все вообще получается гладко: смартфоны всегда под рукой, знают, где их владелец находится территориально, а, значит, предлагают то, что актуально здесь и сейчас, и не донимают рассылками.
Еще одна проблема — усталость от схожих акций. Любители купонных сервисов знают, о чем речь. Маникюр, педикюр, эпиляция, походы в рестораны и далее по кругу. От рассылок, конечно, никуда не деться, но сервисы могут предложить пользователям подписки на определенные, интересные им категории: услуги, товары, путешествия.
Не менее важная проблема, о которой рассказал Олег Савцов, перегрузка у партнеров, проще говоря, слишком много проданных купонов. К ней добавляется неумение удержать полученных клиентов и боязнь потерять старых с VIP-картами, которых не может не расстроить 50% скидка каким-то «купонщикам». Партнеры грешат нацеленностью на прибыль и рекламу, а не на клиента, забывая предложить ему (уже меньшую) скидку на новый поход или выделяя его среди остальных клиентов, чего, конечно же, делать не следует. Первичным должен быть клиент, резюмировал Олег, и от него должны выстраиваться взаимоотношения с сервисами коллективных покупок.
В заключение Олег привел еще один факт американской статистики — теперь уже относительно удовлетворенности партнеров. Как показало проведенное исследование, две трети по окончании акции довольны и готовы сотрудничать дальше. Причина неудовлетворенности оставшейся трети кроется в плохой работе персонала.
Быть или не быть
Дмитрий Шатохин из «Выгоды.ру» сделал презентацию в популярном формате «10 причин, почему…». Он привел 10 доводов, почему стартаперам не стоит браться за купонный бизнес сегодня. И основная – вы опоздали, так как рынок сформировался. Перечислим остальные девять:
2. Отсутствие хорошего инвестора. Купонному сервису предстоят немалые затраты на старте.
3. Нет хороших менеджеров по продажам, а нет «продажника» — нет бизнеса. Найти хороших менеджеров и удержать — две главные проблемы купонных сервисов. (Groupon вот даже в суд подал на перебежчиков в Google).
4. Нет качественной службы поддержки. А на головы стартаперов свалятся возвраты, проблемы, вопросы, масса звонков и писем.
5. Нет глобальной рекламной поддержки.
6. Нет службы делопроизводства. Скидочные сервисы — это огромное количество договоров с подрядчиками.
7. Нет хороших юристов.
8. Нет красивого офиса, а это важно при встречах с крупными партнерами. Кроме того, это качественные условия работы и корпоративная культура и дух.
9. Нет представительств по всей России, а значит возможностей для масштабирования.
10. Нет известного бренда, а это лояльность и договоры с крупными клиентами.
Чтобы те, кто уже придумал собственный купонный стартап, не отчаивались, приведем точку зрения еще одного участника конференции. «Уважаю мнение коллеги, но верю в дух предпринимательства, это очень важно. И открывать или не открывать — это выбор каждого, — возразил Олег Савцов. — Все зависит от того, что вы хотите: компанию с многомиллиардной капитализацией или вы просто хотите делать бизнес. Хотите вы его продать или заработать. Бизнес в России нужно развивать, запускать, искать ниши». Олег вспомнил сервис Facebook Deals, закрытый через 4 месяца после открытия, несмотря на то, что у Facebook нет трудностей ни с узнаваемостью бренда, ни с техподдержкой. Олег считает, что перечисленного в списке недостаточно — должен быть энтузиазм и корпоративный дух, вовлечение в общую цель.
Про QR-коды и Саратов
Почему купонные сервисы прикрываются громким словосочетанием «версия 2.0», если они ни капли не 2.0? Публика резонно сомневалась, что распечатка купонов на принтере — это признак «вебдванольности». Спорить никто и не стал. SMS, iPad, QR-коды, штрих-коды, приложения для Android, iPhone и прочее — все это есть, но что с этим делать, недоумевали докладчики.
«Проблема в том, что поставщики очень и очень темные, — негодовал Дмитрий Шатохин. — Надо сделать что-то невероятное, чтобы уговорить поставщика использовать новую вещь. Им удобно вручную считать эти чертовы купоны. У нас компьютерная грамотность в стране, сами знаете, на каком уровне — в Москве и Питере еще кое-как. Выезжаешь подальше за МКАД — какой там веб два ноль, да вы что!».
«Мы работаем с малым и средним бизнесом, а он не информатизирован, — в этом Олег солидарен с Дмитрием. — Мы хотим быть технологичными, но мы не Google и «Яндекс», и той технологичности, что у нас есть сейчас, ее достаточно. Но никому не нужны QR-коды в Саратове. Без купона ты козявка, а с купоном — человек».
ЕЩЕ ПО ТЕМЕ:
©MIRABEL MRBCLTSND.EXE
22.07.2013MrbSound - это инсталляционный пакет звуковых файлов, подгружаемых к MrbClient для озвучивания его событий. При инсталляции данного пакета в Ваш mIRC, где установлен MrbClient v2.xx, все действия управления будут сопровождаться смешными фразами девочки Мирабель.
ПЕРСОНАЛИЗИРОВАННЫЙ ПОИСК GOOGLE ОТНИМАЕТ ТРАФИК У FACEBOOK
18.09.2013Согласно актуальным статистическим данным с момента запуска персонализированного поиска Google реферральный трафик на Facebook упал в два раза
АЛЕКСАНДР СУЯЗОВ, SYMANTEC: "ДЛЯ КОГО-ТО ОДНА УТЕЧКА — ЭТО СМЕРТЬ БИЗНЕСУ"
11.08.2013В топ-3 утечек в СНГ входят скандалы с Мегафон, МТС и ВКонтакте. Технический консультант Symantec Александр Суязов рассказывает об утечках корпоративных данных и как с ними бороться.
УПРАВЛЕНИЕ СТОИМОСТЬЮ ПРОЕКТА ПО СОЗДАНИЮ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В БАНКЕ.
13.10.2013Авторская Методика MiddleMana. (В понедельник дополню) Сегодня поговорим про стоимость разработки программного обеспечения руками банка. Как это ни странно звучит, но банки продолжают делать собственное ПО. Некоторые даже создают свои софтверные компании. И так у нас есть разработчик и проблема, требующая автоматизации. Выбор разработчика для упрощения расчетов: 1. Откажитесь от услуг разработчика все время жалующегося на частые изменения требований. Чем реже приходить за требованиями, тем чаще эти самые требования будут изменяться. 2. ...