ПРАКТИКА
«КРЕСТОВЫЙ ПОХОД» APPLE, ИЛИ КАК ПАТЕНТНЫЕ ВОЙНЫ ИЗМЕНЯТ МОБИЛЬНЫЙ МИР
3 Сентября 2013Компания Apple взяла важную высоту в ходе патентной войны, победив Samsung. Градус противостояния растет с каждым поданным иском – давайте попытаемся разобраться, какие цели преследует штаб-квартира в Купертино, и каковы последствия ее действий для рынка мобильных технологий.
Прорыв Apple
В конце августа суд города Сан-Хосе, штат Калифорния признал Samsung виновной в краже интеллектуальной собственности Apple и приговорил южнокорейского вендора к выплате компенсации в размере одного миллиарда долларов. Вина Samsung заключалась в краже дизайна смартфона iPhone.
Первый аппарат iPhone был представлен зимой 2007 года. Тогда новинка произвела настоящую революцию в мире мобильных гаджетов – минималистичный и в то же время оригинальный дизайн аппарата переопределил вектор развития цифровых технологий.
Сенсорные смартфоны, а за ними и планшетные компьютеры, постепенно начали заполнять рынок. Все больше и больше производителей переключались на производство сенсорных устройств, которые все ближе и ближе подбирались к внешнему виду iPhone – прямоугольник с минимумом «хардварных» клавиш и дисплеем во весь корпус.
Производители все активнее отказывались от стилусов и нелепых QWERTY-клавиатур, где нажатие можно было осуществить лишь зубочисткой, поскольку десятки клавиш располагались на минимальной поверхности корпуса. Сами собой определились соотношения дисплеев смартфонов, тогда как нестандартные экраны в духе Galaxy Note стали скорее исключением, подтверждающим правило.
Весь этот процесс сопровождался все более жестокими и кровавыми патентными войнами – самые разные компании подавали друг на друга в суд, утверждая, что те или иные решения были сворованы конкурентами. Больше всех на этом поприще прославилась Apple – корпорация из Купертино собственными силами разрабатывает и железо, и софт для своих устройств, а потому может найти повод для претензий к любому конкуренту.
Защита своих интересов
Межвендорное сутяжничество достигло своего апогея, когда Apple подала иск к Samsung, обвинив южнокорейскую фирму в том, что они, мол, своровали дизайн iPhone и iPad, да так, что покупатели по ошибке приобретали всякие Galaxy S да Galaxy Tab, а потом разочарованно их возвращали. Как выяснил чуть позже суд, потребитель оказался умнее, чем о нем думали в Apple – утверждение о том, что покупатели путались и покупали что-то по ошибке подтверждения в суде не нашло.
Для начала необходимо понять, что конкретно защищала этим иском компания Apple. Корпорация из Купертино итак является доминирующим на рынке вендором, разве что доля операционной системы iOS в этом году начала уступать доле Android, за которым стоит целая армия производителей устройств на платформе от Google. Apple самостоятельно разрабатывает свои продукты, тогда как Samsung пользуется чужими наработками в области операционных систем, а Google производит свой планшет на мощностях Asus. Фактически, Купертино в одиночку оппонирует целому альянсу со своими сложившимися связями между Google, Samsung, Motorola, HTC и многими другими.
Apple пытается защитить свой подход к разработке устройств, которые относятся к топовому классу гаджетов. В Купертино не экономят ни на дизайне, ни на программной начинке, что сторицей возвращается из кошельков преданных поклонников фирмы. Однако, заимствуя чужие решения, лишая себя необходимости раскошеливаться на дорогостоящие дизайнерские исследования и кропотливую работу по размещению железа в стильном корпусе, конкуренты Apple получают возможность продавать смартфоны не самого плохого качества по меньшим ценам.
Компания Тима Кука в данный момент стоит на четко очерченной индивидуальности продуктов Apple, на продуманном образе и уникальных предложениях. Именно поэтому анонсы новых устройств Apple задолго до самого события получают мощнейшую поддержку СМИ, именно поэтому у революционных новинок из Купертино поначалу не бывает аналогов.
Но когда вдруг Samsung выпускает на рынок устройство, которое вроде как дает пользователю примерно такие же функции, выглядит вроде бы похоже, но стоит дешевле, Apple начинает терять свою индивидуальность. В такой ситуации iPhone, вынужденные покинуть уютный мир своей собственной экосистемы, уже оказываются на соседней от Samsung полке. У рядовых пользователей после вынесения вердикта в Сан-Хосе порой возникала худшая для Apple мысль: «Так Samsung это то же самое, что iPhone, но дешевле? А я ведь знал, что переплатил за iPhone».
Выпуск похожих устройств компаниями-конкурентами не делает хуже устройства Apple, а поклонники Купертино не перейдут в стан Samsung только потому что графическая оболочка Galaxy S похожа на интерфейс iOS. Но наводнение рынка похожими девайсами лишает продукцию Apple эксклюзивности и уникальности, это лишает компанию Apple того, что выделяет ее на фоне других производителей. Apple становится сложнее подать себя той части аудитории, что еще не определилась со своими предпочтениями, поскольку у Купертино украли эксклюзивность.
Apple действительно производит хорошие продукты. Они удобны рядовым пользователям и интуитивно понятны, они обладают своей собственной харизмой, которая по-прежнему держится на образе покойного Стива Джобса и новаторских решениях. Apple очень хороша в поиске решений тех или иных проблем реализации гаджетов, но тем не менее с точки зрения интерфейсов это лишь решения, а не открытие новых горизонтов.
Реакция рынка
Да, Apple действительно первой представила смартфон в том форм-факторе, который в итоге стал каноническим, но в технологиях сенсорных датчиков компании-производители используют или собственные наработки или заказывают экраны у сторонних фирм. В недавнем иске к Samsung Apple жаловалась на нарушения патентов в области Look and feel, а не железа.
И в этом компоненте видно негативное и собственническое видение патентной войны со стороны некоторых вендоров. Сам по себе iPhone действительно стал настоящим прорывом, но графическая оболочка операционной системы ничего принципиально нового не предложила. Интерфейс iOS содержит в себе лишь решения проблем – расположение иконок программ на рабочем столе, пиктограммы приложений – все это узнаваемые и достаточно стандартные схемы. Плиточное расположение ярлыков использовалось в различных программах еще до выхода iPhone, а в качестве пиктограммы телефона в смартфонах по-прежнему используется трубка стационарного телефона. Речь о том, что данные схемы являются общеупотребимыми.
Безусловно, Apple дотошно продумывала каждый элемент своего дизайна, находя оптимальный баланс между тем или иным решением, однако каких-либо прорывов в области интерфейса в Купертино не предложили. В Samsung при создании интерфейса TouchWiz просто-напросто были менее дотошны – оптимальное решение уже есть, исходя из текущих тенденций и самой логики нынешних версий операционных систем iOS и Android. Единственное, что могла бы сделать Samsung это выкинуть огромные бюджеты на команду дизайнеров, которая нарисует новый дизайн фактически того же решения.
Такой подход не приведет ни к качественному улучшению продукции, ни к прорыву в плане субъективных ощущений пользователей, ни к какому-либо скачку производительности, поскольку решение по сути останется прежним, просто будет подано под другим углом. Однако оплата работы дизайнеров увеличит издержки на разработку устройства, что в будущем найдет отражение в розничной цене на смартфон. Таким образом, единственным способом отказаться от копирования интерфейса iOS для Samsung стала бы бессмысленная попытка повторного изобретения велосипеда.
Samsung абсолютно логично старается использовать в интерфейсе TouchWiz интуитивно понятные и простые решения. При этом южнокорейская компания периодически выдает устройства с теми или иными уникальными или не очень функциями, как то планшет с продвинутой поддержкой стилуса и распознаванием рукописного текста, двухсимочные смартфоны или планшетофоны с очень широкими экранами. Samsung, используя традиционные фундаментальные решения в своих смартфонах, предлагает альтернативные идеи в функционале устройства в целом.
Тем не менее, Apple это не устраивает. Тиму Куку необходимо изо всех сил продолжать поддерживать миф об исключительности идей, примененных в iPhone. Компании попросту невыгодно соглашаться с тем, что в их устройствах применяются достаточно обыденные решения, пусть и лишь по той причине, что таковы действующие стандарты. Да, эти стандарты были заданы в том числе и при содействии самой Apple, но как сказал один из адвокатов Samsung: «Apple не изобретала прямоугольник». Точно также Apple не изобретала плиточную схему расположения ярлыков.
Текущее затишье
Страсти по поводу судебного процесса несколько поутихли – Samsung обжаловала вердикт, а Apple старается запретить импорт некоторых южнокорейских устройств в США, но решения по этим искам будут приняты лишь зимой. В данный момент невозможно понять, каким образом этот вердикт повлияет на рынок мобильных устройств, но уже сейчас можно попытаться обнаружить предпосылки к изменениям в этой области.
Специалисты отмечают, что теперь производители будут тщательнее относиться к своим фирменным графическим оболочкам – Samsung постарается сделать TouchWiz более отличимым от iOS, HTC будет смелее развивать оболочку Sense, не отстанут и другие вендоры. Каждая графическая оболочка будет снабжаться своими собственными узнаваемыми элементами – часть из них будет лишь загромождать дисплей, тогда как некоторым компаниям, возможно, удастся выработать свой узнаваемый стиль. Впрочем, толку от этого будет мало.
Apple пытается защитить свой подход к производству дисплеев, но теперь единственным способом защиты для Купертино является нападение. Тиму Куку необходимо навязать такую манеру разработки девайсов другим вендорам, что бы их продукция вновь неуместно смотрелась бы на соседней от Apple полке. При этом большинство устройств на рынке так и не получит какой-либо аутентичности, поскольку дизайнерские решения на относительно небольших дисплеях смартфонов на данный момент вышли на пик эффективности.
Следующим шагом будут целиком анимированные пиктограммы меню, визуальные эффекты при перелистывании страниц с ярлыками, использование новых жестов, голографические трехмерные изображения контекстных меню, проецируемых дисплеями смартфонов. Но начало нового витка развития зависит в основном от производителей железа, которым прежде придется выйти на новый уровень производительности процессоров и объемов оперативной памяти.
Но до этого момента более эффективных решений в области интерфейсов не будет – iOS, Windows Phone и Android, крупнейшие платформы в области мобильных устройств, работают по одним и тем же принципам подачи информации пользователю. Плиточная структура главных экранов стала нормой для смартфона, а приложения, используемые пользователям, часто пишутся сразу для нескольких платформ.
Таким образом, складывается ощущение, что Apple пытается заставить конкурентов запускать те же самые приложения другим способом, не так, как это происходит в iPhone. Конечно, Apple не виновата, что фантазия Samsung порой работает хуже, но тенденция защиты в судах решений вместо инновационных идей едва ли пойдет на пользу прогрессу и прорывам в области мобильных технологий.
Миллиард долларов США, к выплате которых Samsung был приговорен судом в Сан-Хосе, на деле оказывается не такой уж и большой суммой для компаний с ежегодными оборотами в десятки, а то и сотни миллиардов. Однако в этих судах устанавливаются новые правила взаимоотношений между производителями и похоже в данный момент точка зрения Apple кажется более выигрышной. Не просто так представители Google вновь заговорили о пересмотре всей патентной системы в области потребительских электронных технологий.
ЕЩЕ ПО ТЕМЕ:
ВЛАДИМИР ЛИСОВЕНКО : ПРИНЦИПЫ УСТОЙЧИВОГО ВЕДЕНИЯ БИЗНЕСА
24.07.2013Уральский ФО – один из семи российских регионов, где стремительное развитие сферы IT определено не знающей себе равных концентрацией стратегических сфер промышленности, таких как металлургия, машиностроение, атомная энергетика. О будущем IT, о крупном бизнесе, который уже не мыслит себя в отрыве от информационных технологий, о российских предприятиях, формирующихся на основе восприятия бизнес-процессов в неразрывной совокупности – директор по информационным технологиям Челябинского металлургического комбината Владимир Петрович ЛИСОВЕНКО.
13 СПОСОБОВ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СТРАНИЦ FACEBOOK ДЛЯ БИЗНЕСА
2.10.2013Facebook меняет способ взаимодействия многих фирм со своими клиентами и продвижения их компании. Это настолько захватывающе иметь такой сильный инструмент, совершенно бесплатный, который дает возможность охватить сотни, тысячи, и даже миллионы. Не только большие бренды достигают успеха в Facebook, но даже небольшие семейные фирмы раскрывают потенциал, находя новых клиентов в своей среде.
В FACEBOOK УЖЕ ЧЕТВЕРТЬ ТРИЛЛИОНА ФОТОГРАФИЙ
17.09.2013На текущий момент пользователи Facebook загрузили более 250 миллиардов фотографий на сайт, и в настоящее время каждый день загружается более 350 миллионов фото.
YAHOO! ОПУБЛИКОВАЛ РЕЙТИНГ НАИБОЛЕЕ ПОПУЛЯРНЫХ БЛОГОВ TUMBLR
11.12.2013Компания Yahoo!, купившая развивающуюся блог-площадку Tumblr более чем за миллиард долларов, создала рейтинг наиболее популярных страниц ресурса. Основными критериями были посещаемость и частота запросов в поисковике.