ЭКСПЕРТНОЕ МНЕНИЕ
КАКИМ БУДЕТ НОВЫЙ ВИТОК СПИРАЛИ РАЗВИТИЯ ИТ-ОТРАСЛИ?
23 Июля 2013К сожалению, мало кто в мире (и совершенно никто — в нашей стране) изучает историю бизнеса и законы его развития, которые, наверное, более подготовленные авторы могли бы сформулировать фундаментальнее, во взаимосвязи с развитием общества и технологий. Уверен, что мы могли бы гораздо лучше предсказывать будущее бизнеса и менеджмента, а не просто констатировать уже де-факто свершившиеся изменения.
Но даже не обладая философским даром анализа и обобщения, попробуем на примере одной из молодых и очень динамично развивающихся отраслей заметить самые очевидные закономерности, что позволит нам понять сущность происходящих на наших глазах революционных изменений в информационных технологиях. Выбор именно ИТ-отрасли продиктован прежде всего личным опытом, а главное — фактически сроком жизни одного поколения от момента возникновения индустрии до наших дней.
Обычно принято отождествлять технологический прогресс и развитие отрасли, однако заметно — особенно на примере ИТ, — что развитие отрасли имеет, помимо технологического прогресса, вторую важнейшую составляющую, связанную с пользовательскими предпочтениями. Именно в силу этой особенности развитие отрасли в целом происходит не поступательно, а по спирали. Сами пользовательские предпочтения в ИТ-отрасли прежде всего основаны на стремлении к демократизации доступа к вычислительным ресурсам. Действительно, начав создание отрасли с технологии мейнфреймов, на следующем витке спирали мы увидели менее совершенные, но и не слишком дорогие персональные компьютеры, оказавшиеся способными сделать доступ к компьютерным вычислениям и созданию приложений по настоящему массовым.
Идея централизованной архитектуры не оставляла инженеров, но в реальный новый отраслевой стандарт она смогла вернуться только после того, как это позволила экономика, дав возможность еще более дешёвого и еще более массового доступа пользователям к огромному числу приложений. Именно так пришли в нашу жизнь «облачные» вычисления и мобильные устройства, которые сегодня на наших глазах в третий раз до неузнаваемости изменяют отрасль. Важно заметить, что каждый виток спирального отраслевого развития заметно менял не только бизнес-модели принятые на рынке, но и состав ключевых игроков. Многие основатели отрасли на нашей памяти полностью ушли из бизнеса после окончательного завершения эпохи мейнфреймов; в то же время эпоха персональных компьютеров дала рынку новых лидеров, а эпоха Интернета не только еще раз проредила лидерские списки, но и добавила в них новые компании.
Следующий передел рынка, связанный с «облачными» и мобильными технологиями, сегодня уже не только задевает традиционную ИТ-отрасль, но и фактически сливает ее с потребительской электроникой. В этой сфере всегда в гораздо большей степени действовали законы user experience (англ. «опыт взаимодействия») и продуктового дизайна, также оставляющие все меньше шансов чистым производителям компьютеров, которые работают в основном на корпоративном рынке. Важно понять, что новые тренды кардинально меняют структуру спроса на традиционную ИТ-продукцию. Это уже привело к драматическому снижению доли персональных компьютеров и даже ноутбуков в структуре спроса на потребительском рынке: их заменили планшеты и новый класс устройств smartTV. Точно так же на корпоративном рынке ноутбуки постепенно отвоёвывают территорию у десктопов. Не касаясь долей разных производителей, следует констатировать наличие совершенно новой мины, заложенной под большинство традиционных поставщиков именно для корпоративного сектора.
Речь идет о новой бизнес-модели потребления ИТ-оборудования корпорациями, которые с момента ввода в эксплуатацию полностью централизованных корпоративных «облачных» технологий все больше отходят от стандартизации персонального парка, предоставляя сотрудникам самостоятельно выбирать поставщика, а зачастую вообще полностью передавая вопрос приобретения и сопровождения персонального оборудования самому сотруднику и тем самым значительно экономя на издержках. А пользователи в таких условиях неминуемо начинают выбирать устройства более универсального характера, пригодные в том числе и для личных целей, а также те, у которых лучше эргономика и user experience. Например, первые эксперименты в крупной транснациональной корпорации, в которой я тогда — два года назад — работал, показали, что более 50 процентов заявок на новое оборудование касалось продукции Apple.
Ещё одна важная составляющая централизации корпоративных «облачных» архитектур и появления независимых «облачных» сервисов драматически снизила спрос на другой важный сегмент ИТ-продукции — серверы для подразделений и малого бизнеса. Поскольку все корпоративные вычислительные ресурсы сосредотачиваются в централизованных вычислительных центрах (как называли это в эпоху мейнфреймов), малый бизнес уходит вообще от собственной ИТ-инфраструктуры, арендуя её по требованию у «облачных» провайдеров, а также всё больше и больше арендуя собственно пользовательские сервисы даже в таком сегменте, вчера казавшемся ещё священной коровой, как ЕРП- и СРМ-системы. Всё меньше и меньше требуется пользователям копировальная, сканерная и печатная техника в связи с постепенным внедрением электронного документооборота — а значит, падают её закупки.
Как это начинает уже сейчас менять структуру рынка и какие прогнозы дальнейших изменений можно сделать? Приходит конец нишевым производителям персональной компьютерной техники, включая десктопы и ноутбуки, и серверов уровня подразделений для корпоративного и потребительского рынка. Приходит конец универсальным ИТ-корпорациям, стремившимся ещё вчера иметь в своем портфолио весь спектр компьютерной техники от сетевого оборудования и хранилищ информации до суперсерверов, поскольку весь секрет подобной стратегии состоял в комплексных корпоративных продажах, а удельные накладные расходы универсального производителя на меньший тираж каждого продукта всегда будут выше, тогда как меньшие издержки на единый канал продаж перестают работать. Все сложнее становится нишевой бизнес в области копирования, сканирования и печати.
Однако дальнейшая судьба трёх разных типов компаний мне представляется различной. Первая категория безвозвратно уйдет с рынка в ближайшие год — максимум три, последняя как то очень серьезно изменится — возможно за счёт консолидации, а вот ситуация с универсальными производителями, которые ранее уже прошли этап серьезной консолидации, более интересна и заслуживает более подробного анализа. Очевидно, что сегодня эти корпорации представляют собой потенциальное кладбище технологий, но именно это и дает определённый шанс на реанимационные процедуры. Уверен, что наибольший интерес для современного рынка представляют их подразделения суперсерверов (способных работать в «облачных» архитектурах — как корпоративных, так и публичных), количество которых совершенно счётное и требует постепенного перехода к прямым продажам. Для многих универсальных производителей представляют интерес подразделения программного обеспечения в случае их выделения в отдельные нишевые компании.
А есть ли корпорации, которые сегодня находятся на пике своих возможностей? Несомненно. Прежде всего это лидирующие нишевые производители систем хранения информации и сетевого оборудования. Еще несколько лет назад все сначала ждали, что они будут проданы универсальным ИТ-производителям, потом ждали, что они сами начнут покупать ИТ-производителей. Но благодаря счастливому стечению обстоятельств и (или) прозорливости менеджмента ни первое, ни второе не состоялось, а бизнес в этих нишах растет семимильными шагами — именно за счёт потребностей новых сегментов бизнеса в хранении и коммуникациях. Однако многие производители и первого, и второго типа должны быть готовы к уходу от продаж чистого аппаратного обеспечения к комплексным программно-аппаратным комплексам, поэтому можно ожидать сделок слияния и поглощения. Вообще я уверен, что время глобальных универсальных продающих корпораций подходит к концу, поэтому будущее за технологическими нишевыми компаниями на «облачном» рынке. А на рынке потребительском — как раз наоборот: будущее за интегрированными экосистемами, подобными Apple.
ЕЩЕ ПО ТЕМЕ:
LINKEDIN ОБВИНЯЮТ В КРАЖЕ
16.10.2013LinkedIn сеть, позволяющая общаться профессионалам. Эдакий специфический ресурс, в котором 200 миллионов пользователей могут общаться, сотрудничать, находить работу и давать ее.
ПОЛЬЗОВАТЕЛИ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ ЛЮБЯТ КОФЕ
19.10.2013Новый обзор фирмы, занимающейся анализом социальных сетей Amplicate, показал, что пользователи социальных сетей очень любят популярные сети кофейней. Самыми любимыми оказались кофейни Starbucks, 89% мнений выражали приверженность к кофейному гиганту из Сиэтла.
TWITTER ТЕСТИРУЕТ НОВУЮ ФУНКЦИЮ
13.09.2013Согласно сообщению, опубликованному в официальном блоге Twitter, ведущий мировой сервис для ведения микроблогов приступил к активному тестированию новой функции, которая позволит вставлять в публикуемые твиты гиперссылки на конкретные фрагменты, содержащиеся в статьях, опубликованных в сети.
ОПЕРАТОРАМ МОГУТ ЗАПРЕТИТЬ ОГРАНИЧИВАТЬ ДОСТУП АБОНЕНТОВ К КОНТЕНТУ И СЕРВИСАМ, ПОДОБНЫМ SKYPE
20.08.2013Вчера на заседании в ФАС регулятор и операторы связи обсудили возможность запрета на введение неравноправного доступа к различным ресурсам Сети. В России ряд компаний блокирует доступ к файлообменным сервисам. Зарубежные операторы также отдельно тарифицируют трафик Skype, чтобы компенсировать возможные потери от использования абонентами IP-телефонии.