MOBILE-ДАЙДЖЕСТ
ЕДИНСТВЕННЫЙ ПУТЬ К СПАСЕНИЮ BLACKBERRY — СТАТЬ ПРОИЗВОДИТЕЛЕМ МОБИЛЬНОГО СОФТА
8 Октября 2013Одна из самых трагичных историй в ИТ за последнее время — это судьба канадской компании BlackBerry, некогда правившей бал на рынке корпоративных смартфонов и занимавшей доминирующее положение в области мобильно-деловой коммуникации. Да что там, пытавшейся взять на абордаж уверенный в себе крейсер смартфонно-потребительского рынка! А теперь у компании совершенно другой курс, который кто-то назовёт жалким на фоне былых заслуг, а люди чуть более опытные, возможно, определят его как единственно правильный. О том, каким именно путём пошла «ежевичная компания», мы сегодня и поговорим. А пока время в очередной раз вспомнить, что не бывает ничего вечного и абсолютного в подлунном мире.
Ещё шесть лет назад BlackBerry очень уверенно чувствовала себя на рынке смартфонов. У компании была четверть сегмента «умных телефонов» и половина корпоративного рынка мобильных устройств. Примечательно, что другой крупной составляющей мобильного рынка на тот момент была Nokia, державшая около сорока процентов. Удивительно как всё изменилось с тех пор: где сейчас Nokia (все мы, конечно, хорошо знаем, в каком именно месте находится финская компания) и BlackBerry, эти гиганты и колоссы?
А случилось то, что случилось: в 2007 году Apple выпустила первую редакцию iPhone и перетянула на себя практически всё обозримое одеяло. Только спустя несколько лет стало понятно, что Apple не просто произвела революционное и качественное устройство по сравнительно вменяемой цене. Нет! Компания сорвиголов из Купертино пошла на большой риск и сделала смартфоны потребительской игрушкой. А до этого на рынке не было штормов: Nokia продавала проприетарные, но безальтернативные телефоны потребителям, а BlackBerry окучивала корпоративный рынок. И само понятие «смартфон» прочно ассоциировалось с корпорациями, поскольку обычные пользователи просто не стали бы покупать трубки, напичканные сомнительными мессенджерами за 0–800. «Яблочная компания» поступила со свойственной ей внешней бесшабашностью (при сохранении предельно аналитического подхода к релизу) и просто сказала: «Здравствуйте, мы пришли на рынок и просто будет здесь первыми. Всего доброго и прощайте!»
Стратегия, а точнее, сам способ выхода на рынок, которого придерживалась Apple, сегодня является ярким примером для облачных провайдеров. Ведь они пытаются сделать потребительскими сугубо корпоративные инструменты и добиваются в этом определённых успехов. По крайней мере сегодня об облаках говорят не меньше, чем об Apple, хотя и с меньшим придыханием, в силу сдержанности корпоративного рыка по сравнению с потребительским сегментом.
Словом, на пике популярности BlackBerry удерживала половину смартфонного рынка США и Канады, а потом пошло-поехало: доля в Северной Америке снизилась до 17%, содержание BlackBerry на мировом рынке упало до отметки в 13% (и это в 2009 году, сейчас ситуация куда плачевнее). Запуск операционной системы BlackBerry OS и планшетов PlayBook, по сути, провалился. Компанию стали покидать топ-менеджеры, от директора по маркетингу до технического руководителя. Стоимость компании стала неуклонно падать.
Впрочем, хронику падения «ежевичного» колосса прекрасно проследил коллега по цеху Евгений Золотов. Он сделал целую серию материалов, вплетённых в событийную канву, однако поэтапно описывающих крах BlackBerry. Кому, как не ему, поставить заключительный знак препинания в этой истории? Что и случилось в недавнем материале с красноречивым заголовком в духе интернет-фольклора — «BlackBerry всё».
«Факты просты. BlackBerry/RIM, в лучшие времена стоившая под восемьдесят миллиардов долларов США, дала формальное согласие на выкуп себя всего за ,7 млрд группе частных инвесторов, возглавляемой Fairfax Financial Holdings Ltd. (канадский страховщик) и лично её CEO Премом Ватсой. Сюрпризом это не стало. Ещё в августе BlackBerry была официально выставлена на продажу и имя Ватсы (крупнейшего акционера RIM, до того сидевшего в совете директоров компании и сдавшего пост, чтобы устранить последнее препятствие к сделке) фигурировало в списке возможных покупателей… Сюрпризом стала сумма».
А вопрос, который я сегодня хочу поднять, весьма прозаичен, но вместе с тем занимает не только меня. Что дальше? Предположим, что канадский миллиардер Прем Ватса действительно купит BlackBerry (а скорее всего, так и будет, ведь информационное пространство активно об этом заявляет: попытавшись сейчас «прогуглить» его нескромную персону, вы едва ли обнаружите его инициалы в отрыве от названия «ежевичной компании»). Давайте посмотрим, что сейчас есть в активе у BlackBerry.
Во-первых это огромный патентный портфель, ведь не стоит забывать о том, что компания стала основоположником беспроводной корпоративной коммуникации на мобильном рынке. Во-вторых — ценные бумаги и наличность на сумму ,8 млрд. В-третьих — и это самое интересное в контексте сегодняшнего разговора — корпоративные продукты софтверного толка. Это, конечно, BlackBerry Messenger, поставляемый сейчас как отдельное приложение для iOS и Android и являющий собой защищенный канал для беспроводной корпоративной коммуникации. И ещё один небезызвестный продукт — BlackBerry Enterprise Service 10, куда входит комплекс решений по управлению мобильными устройствами на предприятии. О последнем я уже сообщал в качестве единственного достойного ответа на BYOD-вопрос:
«Решение BlackBerry для MDM или EMM (Enterprise Mobile Management) опирается на экспертизу BlackBerry в работе с корпоративной мобильной средой. И если бы речь шла исключительно об управлении устройствами на базе BlackBerry 10, то об этом решении и речи бы не зашло. Но канадская компания наконец-то признала существование и других операционных систем. Таким образом, комплекс MDM от BlackBerry интересен тем, что дает большие возможности по управлению корпоративной мобильностью сразу в трёх экосистемах — BlackBerry 10, iOS и Android».
Принимая во внимание такой багаж, с которым и выкупят BlackBerry, можно представить себе дальнейшее существование компании только в одном векторе. А именно в качестве софтверного вендора, предоставляющего решения по управлению мобильными устройствами в корпоративной среде. И если раньше BlackBerry Enterprise Service 10 (BES 10) поставлялся как программно-аппаратный комплекс, то перед лицом финансового краха в головах рулевых компании явно что-то щёлкнуло. И этот щелчок, оставшийся незаметным для широкой публики, может оказаться решающим в дальнейшем развитии BlackBerry. Дело в том, что руководство коренным образом изменило отношение к своему наиболее перспективному продукту и, выделив из BES 10 именно решение по управлению мобильными данными (MDM), сделало его облачным. И это наиболее логичный шаг BlackBerry за последние несколько лет. С BYOD сегодня сталкиваются решительно все крупные компании, но никто в корпоративном мире не горит желанием покупать аппаратный комплекс у производителя, который завтра может навсегда исчезнуть с рынка. А вот попробовать в течение месяца облачный продукт от как-ни-крути-признанных-экспертов в корпоративной мобильности — это запросто.
Вот так BlackBerry из смартфонного гиганта и безусловного лидера корпоративного мобильного рынка превращается в софтверного вендора — и это в лучшем случае. А нам с вами эта история может в очередной раз напомнить о нелинейности мироздания и о том, насколько неспокойна сегодня стабильная корпоративная гавань.
ЕЩЕ ПО ТЕМЕ:
GALAXY 8.0 - БОЛЬШЕ ЧЕМ ПРОСТО СОЦИАЛЬНАЯ СЕТЬ
19.09.2013Galaxy 8.0 - это не очередной флагман Samsung, а новая версия приложения одноименной социальной сети. Galaxy отличается особой уникальной атмосферой, где общение, знакомства и игры объединены в один большой мир развлечений. ...
AMAZON ОБЕСПЕЧИТ ПРОДВИЖЕНИЕ РАЗРАБОТЧИКАМ В ОБМЕН НА ОПТИМИЗАЦИЮ ДЛЯ KINDLE FIRE
9.10.2013В попытке воодушевить разработчиков создавать приложения для собственной Fire OS, сильно измененной версии Android, Amazon представляет программу Appstore Developer Select....
СОИБ. АНАЛИЗ. МОБИЛЬНАЯ ОПАСНОСТЬ
25.11.2013По информации блога http://sborisov.blogspot.ru/ Про угрозы и проблемы мобильной безопасности говорят на каждой конференции. Несмотря на это мобильные устройства обзаводятся всё большими возможностями, а средствами защиты далеко не всегда. Для того чтобы отказаться от какой-то мобильной возможности риски должны быть достаточно высоки и их нужно осознавать. А можно и не отказываться, если принять подходящие меры защиты. В этот статье предположим, что произошел несанкционированный доступ к вашему устройству и ещё раз пройдемся по наиболее опасным...
GOOGLE ПРЕДСТАВИЛА ОБНОВЛЕННЫЙ NEXUS 7
24.07.2013Компания Google анонсировала новый долгожданный планшет из семейства Nexus 7, сопровождавшийся в течение этого года массой утечек. Наследник семейства стал славным продолжателем прошлой попытки Google продавать Android-планшеты под своим брендом.