ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОРТАЛ
Ваш путеводитель в мире IRC и ИТ-технологий!

Мир IT стремительно меняется, следите за новинками в сфере IT вместе с нами. Главные новости и события мира информационных технологий, обзоры гаджетов и софта, мнения экспертов о новинках - на нашем сайте.

 

MOBILE-ДАЙДЖЕСТ

TWO-SIDED NETWORK, STANDALONE MODE И ДРУГИЕ УРОКИ SQUARE INC

31 Октября 2013

Элитарная любимица мирового ИТ-сообщества компания Square Inc. порадовала на минувшей неделе продвинутую в технологическом отношении часть человечества новой чудо-услугой — Square Cash. Теперь для передачи денег кому угодно не нужно не только куда-то ходить, но и платить.

118_00

Все, что от вас требуется, это отправить письмо человеку, которому вы хотите перевести деньги, а в поле СС (Carbon Copy, копия) в заголовке письма указать адрес cash@square.com. В теме письма указывается лишь сумма желаемого перевода, что-нибудь вроде . Если вы и ваш реципиент уже являетесь клиентами Square Inc., больше ничего делать не нужно: деньги автоматически спишутся с зарегистрированной вами в системе банковской карты и зачислятся на карту получателя перевода. В противном случае в течение нескольких секунд вы и (или) ваш визави получат письмо от Square.com с предложением пройти процедуру регистрации, которая занимает также не более минуты и заключается в привязке банковской карты к счёту в системе Square. 

118_01

Все описанные действия — от регистрации до перевода денег — полностью бесплатны и не содержат никаких комиссий, тем более — скрытых платежей. Вы не ослышались: 100% free! Разумеется, пока в системе существует ряд ограничений. Во-первых, вы должны быть счастливым жителем Соединённых Штатов, Канады либо примкнувшей к небожителям Японии. Во-вторых, переводить деньги можно только с дебетовой, а не кредитовой карты.

С учётом вектора развития услуг Square Inc. в частности и всей отрасли электронных платежей в целом можно не сомневаться, что в ближайшее время ареал предоставления услуг разрастётся как на дрожжах, а ограничение на кредитные карты будет забыто как мимолетное недоразумение. 

Для начала попробуем разобраться непосредственно с услугой Square Cash. Как вообще такое возможно: предоставлять услугу по переводу денег совершенно бесплатно?! На чем Square тогда зарабатывает? И — главное! — как будут выживать традиционные участники финансового рынка, которых днём с огнём не сыскать сегодня на технологической передовой? 

В последнем вопросе — ключ к разгадке сервиса Square Cash. Общая картина на рынке финансовых услуг представляется мне следующей. С одной стороны, мы наблюдаем, как стартапы вроде Square Inc., появившейся, кстати, на свет каких-то четыре года назад, постепенно начинают полностью контролировать, а заодно и революционизировать рынок электронных платежей. С другой — классические банки всё больше и больше оказываются не у дел. Да что там не у дел: их вообще не видно на горизонте! 

Что мешает тем же Wells Fargo или Citibank, традиционно специализирующимся на работе с частными лицами и мелким бизнесом, создать хоть что-то, подобное сервисам Square Inc.? Если не самим, то хотя бы через аффилированные структуры или специально созданные целевые стартапы? Куда там!

Между прочим, точно такая же ситуация складывается и на остальных территориях, подвергнувшихся вторжению со стороны высоких технологий. Например, международная телефония. Почему ни один из существующих в мире мобильных операторов не может предложить услуги, аналогичные тому, что есть у Skype и сотен и сотен менее известных и популярных провайдеров Voice-IP? Что им мешает? Кто им мешает? Нет, конечно, они пытаются и запускают свои позорные аналоги IP-телефонии. По тарифам, в разы, а иногда и на порядок превосходящие тарифы Skype.

Обратите внимание: ничего, ведь, нового не наблюдается. Как в свое время — 20 лет назад — мобильные операторы оттеснили на обочину городские телефонные сети, так сегодня самих опсосов уже задвигают в пыльный чулан истории Skype со товарищи. 

То же самое — на рынке платежей: новые технологии открывают новые имена. В то время как старожилы, обладающие, между прочим, практически неограниченными материальными и человеческими ресурсами, безропотно наблюдают со стороны, как их медленно, но верно списывают в утиль.

Разумеется, окончательная смена декораций и формирование новой труппы случится не завтра и, скорее всего, растянется не на одно десятилетие. Однако это ничего не меняет в сути самого процесса: эволюция технологий неизбежно ведет к революции действующих лиц. Бывшие актёры не могут то ли по психологическим, то ли мистическим причинам адаптироваться к новым условиям и либо продолжают эксплуатировать старые технологии и каналы для извлечения денег до тех пор, пока полностью не иссякнет спрос, либо уходят из бизнеса и того раньше, не выдержав конкуренции и разорившись.

На самом деле, конечно, в неспособности корпоративного организма революционировать вслед за технологиями нет никакой психологии, а тем более мистики. Есть просто зацикленность бизнесов на схемах монетизации, которые раз и навсегда закладываются в модель в момент формирования этого бизнеса. По мере своего становления, развития и эволюции корпоративный организм может изменять направления деятельности, конкретные сферы приложения своих услуг, формы этих услуг, равно как и собственную организационную структуру и формы управления. Чего бизнес не может изменить, так это схему монетизации, которая, повторяю, рождается вместе с этим бизнесом и с ним же умирает. 

Почему так происходит — понятия не имею. Тем не менее, чисто эмпирически мы наблюдаем, как отторжение старых корпоративных структур от новых технологий происходит почти исключительно в тот момент, когда нужно не просто что-то там модернизировать или изменить в структуре услуг, а адаптировать именно схему монетизации. 

Возвращаемся теперь к Square Cash. Почему услуга бесплатна? Очевидно же, что бизнес не может существовать на бесплатных услугах. Как же тогда Square Inc. зарабатывает деньги, и — главный вопрос! — почему традиционные финансовые структуры не могут повторить ее схемы монетизации?

Square Inc. реализует, в общем-то, довольно широко сегодня распространенную схему — two-sided network. Другое дело, что компании, ориентированные на такую форму монетизации, сплошь и рядом состоят из новых имён: AirBnB, OpenTable, Delicious, Instagram и т. п.

Монетизация two-sided network в идеале предполагает извлечение прибыли с обоих концов адаптированной бизнес-модели, однако на практике cash flow обеспечивает один канал, тогда как второй канал используется для набора сервисом популярности, раскрутки, выхода на запланированные обороты и лишь в самом конце (и то — не обязательно!) — для прямой монетизации.  

118_02

На начальном этапе two-sided network оперирует в так называемом режиме самодостаточности (standalone mode). Так, Square Inc. создала Square Reader, миниатюрный считыватель банковских карт, который вставляется в аудиовход вашего «Айфона» или андрофона и затем используется для приема платежей. Приложения для iOS и Android (Square Register) устанавливается бесплатно. Сам гаджет — Square Reader — тоже бесплатен и высылается всем желающим (американцам, канадцам и японцам :-) ) сразу после регистрации. 

118_03

В результате вы получаете самый быстрый и самый простой способ принимать платежи от кого угодно: берёте карточку покупателя ваших услуг, проводите ей по считывателю, покупатель пальцем расписывается на экране вашего смартфона, деньги переводятся на ваш счёт (банковскую карту).

118_04

Комиссионные за акцептацию и обработку карточных платежей у Square Inc. несколько выше, чем у традиционных операторов merchant accounts (,75 за транзакцию либо 5 в месяц all included), однако удобство, скорость и простота системы достигли результата: все конкуренты — от Intuit до VeriFone — уже давно довольствуются объедками с царского стола. 

118_05

Услуга Square Reader — это классика успешной самодостаточности одного из продуктов two-sided network на начальном этапе развития проекта. Запуск Square Cash знаменует собой начало перехода к следующему этапу — созданию второго канала two-sided network. Канала совершенно бесплатного, потому что у него иное назначение: заполнить систему клиентурой «с другого конца» — не торговцами, заинтересованными в оптимальной системе для приёма платежей, а потребителями услуг и просто рядовыми гражданами, желающими переводить деньги кому угодно в обход посредников. 

Если Square Cash будет успешной (в чем можно не сомневаться), компания Square Inc. создаст грандиозную систему платежей, объединяющую как продавцов, так и покупателей. Заключительный этап — matching, то есть сведение воедино обоих каналов two-sided network, которые до того момента существуют параллельно и как бы независимо друг от друга. В результате у Square Inc. в активе окажется современная сеть, аналогичная выстроенной AirBnB, оперирующая, однако, не на рынке accommodations, а в едва ли не в самой перспективной сфере — электронных платежей.

Как вы думаете: насколько далеко от описанной two-sided network пролегают представления классических retail bankers о том, как нужно (и можно) зарабатывать деньги? Думаю — на расстоянии парсека. С вытекающей из этого расстояния объективной невозможностью прыгнуть выше головы ради перемещения своей корпоративной тушки из прошлого в будущее.

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ:

ИССЛЕДОВАНИЕ: ПОЛЬЗОВАТЕЛИ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ ИСПЫТЫВАЮТ СТРАХ ЧТО-ЛИБО ПРОПУСТИТЬ

26.07.2013

56% пользователей социальных сетей боятся пропустить важные новости, обновления статусов.

ПЛАНШЕТ ASUS EEE PAD TRANSFORMER PRIME

10.08.2013

Одной из самых приметных новинок 2011 года среди мобильных устройств стал планшет ASUS Eee Pad Transformer. Этот планшет держится еще в прайме в 2012 году, но на производственной линии уже есть продолжение. Что этому способствует? Этот планшет имеет великолепный…

МНОЖЕСТВО АККАУНТОВ В TWITTER НАХОДЯТСЯ ПОД УГРОЗОЙ

8.12.2013

В результате массовой хакерской атаки на сервера популярнейшего по всему миру социального сервиса для ведения микроблогов Twitter хакеры получили доступ к конфиденциальной информации.

IPHONE ЗАТОЧИЛИ ПОД WINDOWS

25.09.2013

Citrix объявила о выходе решения XenApp: оно предназначено для удаленной работы с приложениям Windows смартфонов iPhone. Компания предназначает софт в первую очередь бизнес-пользователям, однако, таковых на российском рынке наберется не много, полагают эксперты.